Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": 288-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новогоднее предложение! Спешите!!!  
подробнее...  
  Новый релиз: Корпорация PENTAX представляет два новых карманных бинокля с roof-призмой серии FB Lite: FB-7 Lite и FB-9 Lite.  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера с широким кругозором PENTAX Optio33LF  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера Nikon COOLPIX 5400  
подробнее...  
  "Цифровую революцию" в фотографии уже можно считать делом совершившимся. Цифровые методы фотографии, не использующие для получения изображения фотоплёнку, сегодня уже прочно заняли своё место в фотопроцессе очередная статья Сергей Дубильера.  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


виготовлення пам ятників - YouTube
Быстро находим эффективных директоров в Москве! Оплата за результат
light-catchers.ru
orthomol vital, кэа
  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Фотокамеры / Зеркальные фотокамеры / Обзорные статьи, тесты и сравнительные таблицы / Краткая история развития зеркальных 35-ти мм фотоаппаратов Версия для печати
 

Краткая история развития зеркальных 35-ти мм фотоаппаратов

             Этот исторический экскурс в основном посвящен последним 30-ти годам развития 35-ти мм фототехники, предоставляя тем самым возможность проследить пути развития наиболее популярного и максимально интенсивно развивающегося сектора рынка фототоваров. Научно-технический прогресс за эти 30 лет коснулся буквально всех устройств фотоаппарата - начиная от затвора и лентопротяжного механизма и заканчивая узлом присоединения сменных объективов. Современный электронный зеркальный фотоаппарат концентрирует в себе максимум инженерной мысли и технологии конца ХХ века и безусловно является самым сложным устройством бытового назначения. (В среднем зеркальный электронный фотоаппарат высокого уровня имеет около 800 деталей, а например, в новом CANON EOS-3 используется три микрокомпьютера, один из которых 32-разрядный с тактовой частотой 24 MHZ, что совсем недавно было неплохо даже для настольного компьютера). Современная фототехника по количеству применяемых в ней запатентованных устройств (то есть изобретений) на порядок превосходит такую окружающую нас бытовую технику, как телевизор, видеомагнитофон или сотовый телефон. Фотопромышленность по интенсивности своего развития на сегодняшний день уступает только компьютерной индустрии (для примера: в 1996 году фирма CANON зарегистрировала в США 1541 патент, уступив по этому показателю наукоемкости только IBM (1867 патентов). Стоит также заметить, что за последние 30 лет производство фототехники являлось одним из самых массовых производств технически сложных бытовых устройств в мире. Только CANON к 1998 году произвел 100 миллионов единиц фототехники. Поэтому будет интересно проследить историю становления современного зеркального фотоаппарата "как он есть" (благо, рынок за последние 5 лет устоялся и революционных открытий вроде изобретения автофокуса пока не ожидается).

             Но для начала немного общей истории развития фотографии и фототехники со времени рождения до примерно 60-х годов нашего века.
      1802г. Англичане Т.Уэдждвуд и Х.Дейви делают первые попытки получить контактное изображение на бумаге, пропитанной нитратом серебра. Снимок исчезал на глазах - процесс закрепления изображений на основе солей серебра откроют только через 30 лет...
      1826г. Ж-Н. Ньепс осуществляет первую фотографию с натуры, способную существовать какое-то время, благодаря использованию в качестве светочувствительного материала р-р асфальта в лавандовом масле.
      1835г. Первые снимки Л-Ж. Даггера, который использовал медную пластинку со светочувствительным покрытием из йодистого серебра, проявленную в парах ртути и зафиксированную в р-ре тиосульфата натрия.
      7 января 1839г. - общепринятая дата рождения фотографии - доклад физика Д.Ф. Араго Парижской академии наук о работах Даггера в области физического запечатления изображений. В этом же году Д.Гершель придумывает сам термин "фотография", однако ближайшие 20 лет она называется "Даггеротипией" по имени изобретателя - Луи-Жака Даггера.
      1841г. Ф.Тальбот патентует негативно-позитивный каллотипный способ печати и издает первый в истории альбом фотографий.
      1851г. Ф.Арчер изобретает коллоидный способ фотографии (то есть проявление фотопластинок происходит "мокрым" путем - погружением в химический раствор).
      1861г. Д.К.Максвелл получает трехцветное устойчивое изображение клетчатой ленты аддитивным способом (разделение цветов). У.Ингленд конструирует фотозатвор шторного типа с изменяемой диафрагмой - начало отхода от примитивных камер-обскур с управлением экспозицией при помощи крышки объектива. В этом же году Т.Саттоном из Англии запатентован однообъективный зеркальный фотоаппарат.
      1878г. Знаменитый снимок скачущих лошадей И.Майбриджа. Фотография перестает быть статичной.
      1878-88гг. Американец Г.Гудвин патентует целлулоидную катушечную пленку. КОДАК продает первый пленочный фотоаппарат. Начало эпохи массовой фотографии.
      1891г. КОДАК выпускает пленку для зарядки при дневном свете.
      1900г. На рынке США появляется прототип современной "мыльницы" - фотоаппарат фирмы КОДАК стоимостью один доллар.
      1903г. Братья Люмьер из Франции разрабатывают процесс "Автохром" - первый поступивший в массовую продажу цветной фотоматериал.
      1924-25гг. Фотоаппарат ЛЕЙКА-1 стал первым массовым технически совершенным фотоаппаратом, использующим стандартную 35-ти мм сменную пленку на катушках. Он имел фокальный затвор с выдержками от 1/20 до 1/500 сек., несъемный объектив 50мм f3,5 и феноменальную для того времени точность изготовления в массовых партиях.
      1925г. Изобретена лампа-вспышка.
      1928г. Первый массовый двухобъективный зеркальный фотоаппарат РОЛЛЕЙФЛЕКС. С этого момента у фотографов появилась возможность производить точную кадровку даже при о оперативной съемке.
      1935-36гг. Изобретены импульсные осветители. КОДАК выпускает массовую цветную фотопленку "Кодахром" (для кино и фото техники). Это первая цветная пленка, позволяющая обрабатывать ее конечному пользователю. Тогда же АГФА начинает выпуск цветной пленки в кассетах под названием Agfacolor - прототип современных фотокассет.
      1937г. Первый массовый однообъективный зеркальный фотоаппарат ЭКЗАКТА.
      1938г. Первый массовый фотоаппарат с автоматическим управлением диафрагмой КОДАК СУПЕР 620.
      1942г. Пленка Kodacolor впервые позволяет получать цветные отпечатки. Новый шаг эпохи массовой фотографии.
      1948г. Революционное изобретение - фотоаппарат Polaroid Lend, позволяющий получать готовые черно-белые снимки за 60 секунд.
      1954г. Первая 35-ти мм зеркальная фотокамера с полностью автоматическим механизмом подъема зеркала - родоначальник современных зеркальных фотоаппаратов. Это модель ASAHIFLEX II была произведена японской фирмой PENTAX - таким образом лидерство в конструировании фототехники уверенно захватывают японские производители.

            С конца 50-х, начала 60-х годов начинается период интенсивного развития фототехники, который мы опишем подробнее на примере четырех наиболее весомых японских производителей, плотно занявших лидирующие позиции на современном мировом рынке 35-ти мм зеркальных фотоаппаратов (CANON, NIKON, MINOLTA, PENTAX).

CANON

            CANON выпустил первую зеркальную фотокамеру под названием CANON Flex в 1959 году. Это была зеркалка классического образца со шторным затвором (диапазон выдержек от 1 до 1/1000 секунды и синхронизация со вспышкой на 1/55 сек.), пентапризмой, механизмом автоматической диафрагмы и байонетным креплением объектива (причем фланец объектива и фланец камеры не поворачивались относительно друг друга, как на современных камерах, объектив фиксировался специальным подвижным кольцом. Это был очень крепкий и высококачественный байонетный узел для того времени.). Дополнительно на камеру можно было установить экспонометр. Весил такой зеркальный фотоаппарат 940г., а стоил 60000 йен.
      1960 г. CANON Flex R2000 отличался от вышеописанного фотоаппарата расширенным диапазоном выдержек - до 1/2000 сек. Тогда это была рекордная скорость затвора.
       1962г. CANON Flex RM. Продолжение серии Flex с интересным дизайном - пентапризма утоплена в верхней крышке фотоаппарата. Появился встроенный фотоэкспонометр, связаный с диском выдержек и индицирующий правильное значение диафрагмы.
       1964г. CANON FX - новая серия зеркалок. Встроенный экспонометр уже не выглядит чужеродным телом - выступает только его глазок. Это уже достаточно точный прибор на CdS элементе - его чувствительность в низком режиме от 1 до 10 EV, а в высоком от 9 до 18 EV - неплохие показатели. Для тех, кому не был нужен встроенный экспонометр выпускалась версия подешевле без него - CANON FР.
      1965г. CANON Pellix. Первая зеркалка у фирмы с TTL- экспонометром. Пошаговый экспонометр замерял освещенность за объективом - его границы были обозначены в центре видоискателя 12% кружком. Он имел диапазон чувствительности от 1 до 18 EV. Другой особенностью этой модели было неподвижное зеркало, позволяющее избежать затемнения при срабатывании затвора. Оно было пленочным и чрезвычайно тонким - толщина всего 0.02 мм. Постоянное визирование оказалось очень удобным, особенно при длительных выдержках, а отсутствие механизма подъема зеркала уменьшало вибрации.
      1966г. Довольно быстро удалось обойти необходимость неподвижного зеркала для работы TTL- экспонометра - модель CANON FT QL имела уже обычное подвижное зеркало. Правда в видоискателе появился 12% полупрозрачный кружок, так как проходящий свет отражался полупрозрачной частью зеркала такого размера на светочувствительный элемент. В остальном модель повторяла предыдущую.
       1969г. CANON EX EE. Новый виток развития зеркальных фотоаппаратов фирмы - появилась возможность работать в приоритете выдержки. TTL- экспонометр работал по центрально-взвешенной схеме замера и уже ничего не требовал от видоискателя - видоискатель был чистый. Изюминкой этой модели было то, что задняя часть объектива была жестко встроена в корпус фотоаппарата, и заменить можно было только переднюю группу линз, получая один из трех вариантов фокусного расстояния (35, 95, 135мм). Очень спорный ход, позволяющий, однако, получить экономию средств, ведь пол-объектива стоит дешевле целого. Выдержки фотоаппарат отрабатывал до 1/500 секунды.
       1971г. В результате пятилетних разработок и больших финансовых инвестиций фирма создает передовую фотографическую систему FD, включающую в себя первоклассную профессиональную камеру F-1 и новую линейку оптики под него с байонетом типа FD. Новый тип байонета позволял полностью использовать автоматику экспозамера. (Экспозиционная автоматика - приоритет выдержки - достигалась при использовании сменного видоискателя Servo EE Finder). Система аксессуаров F-1 впервые включала в себя устройство дистанционного управления спуском фотоаппарата. CANON гарантировал не менее 100 000 срабатываний затвора F-1 при температурном режиме от -30 до +60 градусов. Видоискатель имел поле зрения 97% и возможность менять фокусировочные экраны. Затвор с металлическтими шторками отрабатывал выдержки от 1 до 1/2000 сек. Камера была настолько удачной, что производилась целых 10 лет. С этого же года для любителей выпускалась недорогая камера с байонетом FD под названием CANON FTb.
       1972г. Дальнейшее развитие системы F-1 привело к появлению рекордного по скорости протяжки фотоаппарата F-1 High-Speed Motor Drive, который имел неподвижное пленочное зеркало и мощный мотор со скоростью протяжки до 9 кадров в секунду. Правда такая феноменальная скорость потребовала лишить камеру автоматики диафрагмы и уменьшить диапазон выдержек до 1/60 - 1/1000 секунды. Стоила эта модель в три раза дороже простого F-1 и была, в основном, ориентирована на спортивных журналистов (выпущена к Мюнхенской олимпиаде).
       1976г. Фотоаппарат CANON AE-1 стал одним из самых популярных в мире зеркальных фотоаппаратов. При относительно низкой цене (по сравнению с профессиональными камерами) он обладал главным по тем временам достоинством профессиональной фототехники - автоматической экспозицией (приоритет выдержки, управляемый TTL- экспонометром). С технической точки зрения аппарат опережал свое время - он имел конструкцию модульного типа - пять главных и 25 вспомогательных узлов контролировались микрокомпьютером. Его производство было в значительной степени автоматизировано, что позволяло фотоаппарату иметь при невысокой цене выдающиеся возможности.
       1978г. Продолжением развития АЕ-1 стал фотоаппарат CANON А-1. Это была уже умная электронная камера с полностью цифровым управлением. Фотоаппарат имел стандартный для нас, но выдающийся для того времени набор программ: приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, полный автомат, режим автоматической вспышки. На дисплее внутри видоискателя отображались параметры работы камеры. К этой модели выпускался мотор, позволяющий вести скоростную съемку до 5 кадров в секунду, и автоматическая согласованная фотовспышка.
      1982г. Модель CANON AL-1 имела зачатки автофокуса - при наводке на резкость в видоискателе загорался специальный индикатор, подсказывая фотографу, что объект сфокусирован. Другой особенностью этого фотоаппарата был полностью электронный затвор с бесшаговым управлением выдержкой в автоматическом режиме.
      1983г. CANON T50 - совершенно новая линия дизайна. Модель спроектирована для использования в полностью автоматическом режиме. Это первый фотоаппарат фирмы со встроенным мотором для автоматической протяжки пленки. Протяжка и автоэкспозиция сводили процесс фотографирования к простому нажатию на кнопку.
       1984г. Следующая камера серии: Т70. Помимо всего прочего имеет большой наглядный жидкокристаллический дисплей на верхней крышке корпуса и два типа экспозамера: центрально-взвешенный и частичный.
       1985г. Т80 - первая автофокусная фотокамера фирмы. Система привода автофокуса находилась в объективе, поэтому количество сменной автофокусной оптики к этой камере было ограничено тремя объективами (могли использоваться и обычные FD объективы - без автофокусировки).
       1986г. CANON Т90 - последняя профессиональная камера в неавтофокусной серии с байонетом FD, и поэтому самая совершенная. Абсолютно новый футуристический дизайн отличался высокой эргономичностью. Фотоаппарат имел питание от четырех пальчиковых батареек "АА". Встроенный скоростной мотор протягивал до 4,5 кадров в секунду и автоматически перематывал пленку по окончании. Электронный затвор мог автоматически отрабатывать выдержки от 30 секунд до 1/4000 секунды. Многофункциональные дисплеи в видоискателе и на верхней крышке. Центрально-взвешенный, частичный и точечный замер. Семь различных программ для автоматической экспозиции. Этот фотоаппарат высшей категории получил в Японии прозвище "танк".
       1987г. CANON сжигает мосты. Новая автофокусная фотографическая система EOS абсолютно не совместима ни со старыми камерами, ни с объективами FD. Мотор автофокусировки так же находится в объективах, но реализован на очень высоком уровне (компактные, быстрые и бесшумные ультразвуковые моторы USM). Новый байонет не имеет какой-либо механической связи объектива с фотоаппаратом - только электрические контакты. Это был действительно революционный дальновидный шаг. Родоначальником семейства стал EOS 650 - автофокусный фотоаппарат, управляемый микрокомпьютером, с автоматической протяжкой пленки (три кадра в секунду), программной автоэкспозицией (шестизонный сенсор экспонометра), дисплейно-кнопочным управлением.
      1988г. CANON EOS 750 - первый зеркальный фотоаппарат фирмы со встроенной вспышкой. Она имела ведущее число 12 метров, автоматически поднималась и срабатывала при необходимости.
      1989г. Вершина серии EOS - CANON EOS 1. Пыле-брызго защищенная исключительно надежная и эргономичная профессиональная электронная автофокусная фотокамера. Этот фотоаппарат надолго установил свои правила игры на рынке профессиональной фототехники. Перечисление всех его функций и возможностей заняло бы целую страницу. Вкратце: крестообразный датчик автофокуса имеет нижнюю границу чувствительности -1EV, что в четыре раза чувствительнее, чем у EOS650. Шестизонный, частичный и точечный (2,3%) экспозамер работает в диапазоне от 0 до 20 EV. Затвор от 30 до 1/8000 секунды при синхронизации 1/125 сек. 100%-ный видоискатель с вынесенной окулярной точкой и диоптрийной коррекцией, семь сменных фокусировочных экранов. Жидкокристаллический дисплей в видоискателе и на верхней крышке. И.т.д.
      1990г. CANON EOS 10 имеет три датчика автофокусировки, которые видны в видоискателе и могут управляться фотографом, встроенную вспышку, полную автоматику. Протяжка до 5 кадров в секунду. Восьмизонный экспозамер. Затвор до 1/4000 сек. Помимо разнообразных заложенных в него экспонометрических программ, может перепрограммироваться при помощи специального устройства - считывателя штрих-кода.
      1991г. CANON EOS 100 был первым фотоаппаратом, при создании которого учитывалась шумность работы. Новый лентопротяжный механизм был в полтора раза тише предшественников. Из новинок можно обратить внимание на встроенную вспышку, автоматически меняющую угол излучателя в соответствии с фокусным расстоянием объектива. На задней крышке под большим пальцем появился большой командный диск, которым удобно, например, вводить экспокоррекцию не отрываясь от видоискателя.
      1992г. CANON EOS 5 - первая в мире автофокусная фотокамера с управляемой взглядом фокусировкой. Но это уже не история, так как вы сегодня можете купить такой новый фотоаппарат. С 1992 по 1999 год CANON выпустил следующие 35мм зеркальные фотоаппараты, описанные в соответствующем разделе : EOS 500N, EOS 50Е, EOS 1N, EOS 1N RS, EOS 3, EOS 300, EOS 3000.

MINOLTA

       1958г. MINOLTA SR-2. Первый зеркальный фотоаппарат фирмы выполнен в прочном металлическом корпусе. Эта первая в мире зеркалка, в которой использовался механизм автоматической диафрагмы - диафрагма была всегда открыта и закрывалась до установленного значения только в момент срабатывания затвора.
       1960г. MINOLTA SR-3. Эта модель отличается от предыдущей возможностью использовать внешний согласованный CdS экспонометр.
      1962г. MINOLTA SR-7. Первая в мире зеркальная камера со встроенным CdS экспонометром.
      1966г. MINOLTA SR-T 101. Это первый зеркальный фотоаппарат у фирмы, который имеет встроенный TTL-экспонометр (замер уровня освещения через объектив), работающий при открытой диафрагме.
      1970г. MINOLTA SR-M. Системная камера профессиональной ориентации со встроенным мотором для протяжки пленки.
      1973г. MINOLTA SR-T 303. В видоискателе этого фотоаппарата отображалась экспозиционная информация - выдержка и диафрагма, что было очень удобно для оперативной съемки. Разумеется, как и предыдущее модели, MINOLTA SR-T 303 была оснащена системой TTL-замера при открытой диафрагме, информация о замере также отображалась в видоискателе.
      1973г. MINOLTA XM. Серьезный системный фотоаппарат для профессионалов - первая в мире зеркалка с автоматической экспозицией и сменным видоискателем.
      1974г. MINOLTA XE-1. Более доступный аналог модели XM - фотоаппарат имеет несъемную пентапризму и полуавтоматический режим - приоритет диафрагмы.
      1976г. MINOLTA XM motor. Пристыковав к модели XM мощный мотор, фирма получила первую в мире зеркалку со скоростной протяжкой пленки при использовании экспозиционной автоматики. Эта модель пользовалась заслуженным успехом у спортивных фотожурналистов.
      1977г. MINOLTA XD-7. Первый в мире зеркальный фотоаппарат с режимом наложения экспозиций.
      1980г. MINOLTA X-7. Массовый популярный недорогой фотоаппарат с экспозиционной автоматикой в виде приоритета диафрагмы.
      1981г. MINOLTA X-700. Очень удачная модель, дожившая до наших дней. Во многом благодаря повышенной надежности при невысокой цене. Программная автоматическая экспозиция и приоритет диафрагмы делали эту камеру очень удобной в повседневной эксплуатации. Шторный затвор автоматически отрабатывал выдержки от 1 до 1/1000 секунды, был режим экспокоррекции и блокировки автоэкспозиции, а также репетитор диафрагмы. В видоискателе отображалось значение выдержки, как при ручной установке экспозиции, так и при автоматической, и, в специальном окошке, было видно число диафрагмы. Оригинальная электронная спусковая кнопка имела сенсорную чувствительность - достаточно было к ней прикоснуться, чтобы камера произвела установку экспозиционных параметров.
      1983г. MINOLTA X-600. В этой модели MINOLTA сделала первый шаг к автофокусу - детектор резкого изображения, который подсказывал фотографу, что тот правильно навел резкость.
      1985г. MINOLTA Dynax 7000. Абсолютно новая серия зеркальных полностью автоматических автофокусных фотоаппаратов. Система MINOLTA Dynax имеет новый тип байонета (тип А), несовместимый с предыдущим (тип MD), в котором совмещаются электронная и механическая системы управления объективом (автоматический привод диафрагмы, автофокусировка, передача информации о состоянии объектива специальной микросхемой, встроенной в каждый объектив). Новая система управления автоматическими согласованными TTL-вспышками, включая функцию подсветки автофокуса. Сама по себе модель MINOLTA Dynax 7000 стала первой в мире автофокусной системой - с приводом автофокуса, размещенным в корпусе камеры и развитой линейкой автофокусной оптики (до этого у других фирм автофокусные камеры работали только с одним-двумя автофокусными объективами устрашающего вида - с большим мотором и батарейками, встроенными в объектив). Этот фотоаппарат имел управляющий восьмибитный микропроцессор и 3 килобайта оперативной памяти, что обеспечивало высокую точность отрабатываемых выдержек (30 - 1/2000 сек.) и уверенную автофокусировку, многофункциональные информационные дисплеи в видоискателе и на верхней крышке фотоаппарата, автоматическую протяжку пленки со скоростью два кадра в секунду. Экспозицию можно было выставить полностью вручную, в режиме приоритета выдержки и приоритета диафрагмы, а также доверить это автоматике камеры, причем программный режим автоэкспозиции имел три программных линии и мог перепрограммироваться при помощи специальной задней крышки с графическим дисплеем. В плане электроники фотоаппарат явно опережал свое время. В остальном - тоже: эргономичный корпус, четыре сменных видоискателя, сенсорные клавиши управления и сенсорная спусковая кнопка. К камере на момент выпуска предлагалось семь автофокусных объективов с постоянным фокусным расстоянием и пять зумов. На мировом рынке автофокусная система MINOLTA Dynax 7000 произвела фурор и была награждена всеми возможными призами.
      1986г. MINOLTA Dynax 5000. Полностью автоматический автофокусный зеркальный фотоаппарат с микропроцессорным управлением.
      1988г. MINOLTA Dynax 7000i. Мощная электронная зеркальная камера с развитой системой автофокуса, включающей следящий (предективный) автофокус и подсветку автофокуса, встроенную в корпус камеры (для наведения на резкость в темноте). Передовое решение - использование сменных программных карт (chip-card), позволяющих использовать в камере очень большое количество разнообразных программ или уникальных режимов. Тем самым фотограф, работающий с этой камерой фирмы, мог расширить ее возможности путем приобретения дополнительных программных карт, а не сменой самого фотоаппарата, как это было раньше.
      1989г. MINOLTA Dynax 3000i. Хит любительской фототехники - самая легкая и маленькая (и недорогая) в то время автофокусная автоматическая зеркалка с автоматической экспозицией (два режима).
      1989г. MINOLTA Dynax 5000i. Первая в серии Dynax автофокусная зеркальная фотокамера со встроенной автоматической вспышкой.
      1990г. MINOLTA Dynax 8000i. Эта модель следующего поколения профессиональной автофокусной техники была отобрана для эксплуатации на космической станции "МИР".
      1991г. MINOLTA Dynax 7xi. Серия xi - это передовые автофокусные фотоаппараты, которые принципиально отличались от аналогичных моделей тремя вещами: развитой системой сменных программных карт, устройством быстрого старта (фотоаппарат достаточно было поднести к глазу, чтобы он навел резкость и установил экспозицию, что повышало оперативность съемки), и системой автоматического беспроводного управления вспышками по инфракрасному каналу. Общие параметры этого фотоаппарата были высокими: 14-ти сегментный замер освещения, затвор до 1/8000 сек., скоростная протяжка - 4 кадра в секунду, автофокусировка по четырем сенсорам. Уникальный видоискатель с наглядной информацией непосредственно в поле кадра до сих пор не повторен конкурентами - сам видоискатель чистый, а индикатор рабочей зоны автофокуса или экспозамера появляются в поле зрения только при включенном соответствующем режиме. Там же, непосредственно на матовом стекле проецируются (когда нужно) графические представления экспозиционных программ и подсказки о текущих функциях управляющих дисков. Таким образом вся основная информация лежит в поле кадра и не требует переводить взгляд на дисплей (который, разумеется, тоже есть и выдает максимум информации о работе камеры). Точно просчитанный корпус камеры вкупе с оперативным видоискателем и системой быстрого старта позволяет назвать эту серию фотоаппаратов (xi) одной из самых эргономичных фотосистем конца века. В камеру встроены все необходимые для профессиональной работы функции, а дополнительные программные карты значительно увеличивают возможности этой модели.
      1992г. MINOLTA Dynax 5xi. Доступная по цене камера новой серии xi. В ней присутствуют все три вышеописанные отличительные особенности серии при более скромных параметрах затвора, экспозамера, автофокуса и скорости протяжки. Особенностью этой модели является встроенная вспышка, автоматически меняющая угол излучателя в соответствии с фокусным расстоянием объектива.
      1992г. MINOLTA Dynax 9xi. Топ-модель серии - надежная профессиональная электронная камера с непревзойденной скоростью затвора: от 30 сек. до 1/12000 сек.! (при синхронизации 1/300 сек.). Очень удобный и красивый корпус обладает высокой механической прочностью. Функционально повторяет 7xi, за исключением встроенной вспышки - ее нет для повышения механической надежности корпуса камеры.
      1993г. MINOLTA Dynax 700si. Новое направление развитие системы автофокусных зеркальных фотоаппаратов фирмы. Применены такие прогрессивные решения, как, например, высокоскоростная синхронизация со вспышкой до 1/8000 сек. Эта модель была доступна в продаже еще в прошлом году, поэтому на ней исторический обзор зеркальных фотоаппаратов фирмы MINOLTA заканчивается. Модели 1995-1999г. описаны в специализированной статьях. На сегодняшний день выпускаются следующие модели: MINOLTA 300si, MINOLTA 500si SUPER, MINOLTA 505si, MINOLTA 600si, MINOLTA 800si, и конечно же новинка этого года, высококлассная профессиональная камера MINOLTA DYNAX 9, продолжающая на современном уровне традиции профессиональных зеркальных фотоаппаратов фирмы.

NIKON

      1959г. NIKON F. С этой знаменитой модели начинается развитие зеркальных фотоаппаратов фирмы. С первой же камеры NIKON ориентируется на профессионалов фотографии. NIKON F по замыслу конструкторов должен был устроить любого фотографа, в какой бы области он не работал - от спортивной фотожурналистики до научной микрофотографии. Видоискатель этого фотоаппарата имел 100% поле зрения, затвор отрабатывал выдержки до 1/1000 сек. при синхронизации 1/60 сек., имел титановые шторки и был настолько удачным и надежным, что использовался фирмой даже через 20 лет в модели F3. Надежность самой камеры была вне конкуренции, а многие особенности (несколько сменных фокусировочных экранов, возможность блокировать зеркало в поднятом положении) не встречались в других профессиональных камерах. Для крепления объективов использовался байонет F, с некоторыми изменениями доживший до наших дней. Этот фотоаппарат и его клоны производились целых 15 лет.
      1962г. NIKON F Photomic. Исследования в области фотометрии в то время привели к появлению миниатюрных и чувствительных CdS -датчиков. Эта модель имела встроенный в призму CdS - фотоэкспонометр и оригинальную конструкцию призмы сменного видоискателя - отличную от применяемых в то время.
      1965г. NIKON F Photomic T. Благодаря системе сменных видоискателей, фирма быстро отслеживала развитие фототехники: NIKON F Photomic T - это тот же NIKON F, только с возможностью TTL-экспозамера. В качестве фоточувствительного элемента использовался CdS датчик.
      1965г. NIKKORMAT FT. Под таким названием (NIKKORMAT) выпускалась любительская серия зеркальных фотоаппаратов. В этой модели осуществлялся TTL-замер и был применен металлический вертикально-ламельный затвор с возможностью синхронизации со вспышкой на 1/125 сек.
      1968г. NIKON F Photomic FTn. Замер уровня освещения через объектив стал центрально-взвешенным (40% к 60%). Эта модель в 1971 году использовалась NASA в программе космических полетов.
      1971г. NIKON F2. Еще одна "супер"камера фирмы. Представляет собой модернизированный вариант NIKON F с выдержкой до 1/2000 секунды, 100%-ным видоискателем с отображением значений выдержки, диафрагмы и экспонометра, и развитой системой аксессуаров (в том числе и моторы со скоростью протяжки до 4-5 кадров в секунду).
      1972г. NIKKORMAT EL. Первый шаг к электронным фотоаппаратам NIKON - в этой любительской модели использовался электромеханический затвор с диапазоном автоматических выдержек от 4 секунд до 1/1000 сек. и центрально-взвешенный экспозамер, с помощью которого работала экспозиционная автоматика.
      1976г. NIKKORMAT ELW. Модификация модели EL с использованием мотора для протяжки пленки со скоростью до 2 кадров в секунду.
      1977г. NIKON F2A - фирма переходит к усовершенствованной системе объективов с байонетом "AI".
      1977г. NIKON FМ. Полностью механическая камера спроектированная под использование оптики с байонетом "AI", причем со старыми объективами автоматика диафрагмы также сохранялась. Ее компактные размеры и вес 420 грамм при крепком корпусе и надежной механике, позволили завоевать сердца многих фотографов, путешествующих по миру.
      1978г. NIKON F2Н - эксперимент в области спортивной фотографии. Этот фотоаппарат имел неподвижное пленочное зеркало, которое отражало в видоискатель 30% света, и был способен фотографировать со скоростью до 10 кадров в секунду.
      1978г. NIKON FЕ. Электронный фотоаппарат размера NIKON FM. Автоэкспозиционный режим - приоритет выдержки. Затвор отрабатывает выдержки от 8 секунд до 1/1000 сек., при подключении фирменной вспышки выдержка автоматически устанавливается на скорость синхронизации: 1/125 сек. Без батареек способен отрабатывать одну механическую выдержку1/90.
      1980г. NIKON F3. Третье поколение "супер" камеры для профессионалов. Кварцевый генератор контролировал точность выдержек - до 1/2000 секунды и позволял устанавливать выдержки бесступенчато в режиме приоритета диафрагмы. В 100%-ном видоискателе впервые появился жидкокриссталлический дисплей. Система центрально-взвешенного замера освещения размещалась не в пентапризме, как обычно, а в корпусе камеры, под зеркалом, и свет туда попадал при помощи вспомогательного зеркала. Эта же система замеряла отраженный от пленки свет при работе согласованной TTL-вспышки. Фотоаппарат был традиционно надежен и имел развитую систему аксессуаров.
      1982г. NIKON FМ2. Знаменитый механический фотоаппарат, который оказался настолько удачным, что выпускается и продается и на сегодняшний день. Затвор с титановыми ламелями (с 1989 года с алюминевыми ламелями) отрабатывает выдержки до 1/4000 сек. при синхронизации 1/250 сек. - непревзойденный и по сей день результат для неэлектронных камер.
      1983г. NIKON FЕ2. Аналог FM2 с электронным затвором, что позволило уменьшить вибрацию при поднятии зеркала.
      1983г. NIKON FА. Новый тип TTL-экспозамера - пятисегментный. В электронной памяти фотоаппарата обрабатывались результаты замера, определялся тип съемочной ситуации и исходя из этого, выбиралась экспозиция. Фотоаппарат имел программный автоматический режим экспозиции и режим приоритета выдержки.
      1985г. NIKON F-301. Первая камера фирмы со встроенным мотором для транспортировки пленки, в том числе и со скоростью 2,5 кадра в секунду. Этот электронный фотоаппарат имел две программы автоматической экспозиции, режим приоритета диафрагмы и ручной режим. Это был последний неавтофокусный фотоаппарат фирмы.
      1987г. NIKON F-401. Первый автофокусный фотоаппарат фирмы. Управление осуществлялось двумя дисками - выдержки и диафрагмы, спрятанными под плексигласовой защитной панелькой на корпусе фотоаппарата справа от пентапризмы. В этой модели уже была встроенная вспышка. Использовался трехсегментный датчик экспозамера.
      1988г. NIKON F-801. Полупрофессиональная надежная автофокусная камера с протяжкой пленки до 3,3 кадров в секунду и затвором от 30 сек. до 1/8000 секунды, пятисегментным и центрально-взвешенным экспозамером, чувствительным автофокусом (от -1 до 19EV), оптимальным набором режимов и функций, удобным управлением. Лентопротяжный механизм оказался настолько надежным, что в дальнейшем был использован в другой современной полупрофессиональной камере NIKON F90.
      1988г. NIKON F4. Четвертая камера категории "супер". Отлично зарекомендовавшая себя очень надежная профессиональная камера. Шасси целиком изготовлено из прочного алюминиевого сплава, а непосредственно корпус - из специально разработанного полимера, способного амортизировать удары. Уникальный затвор с ламелями из углеволокна отрабатывает выдержки до 1/8000 сек. при синхронизации 1/250 сек., причем фирма гарантировала как минимум 150 000 срабатываний затвора. Скорость протяжки пленки могла достигать 5,7 кадров в секунду. Система экспозамера включала в себя пятисегментный матричный, центрально-взвешенный и точечный замеры. Новая и наиболее эффективная на то время система матричной заполняющей TTL-вспышки (вспышка SB-26). Система сменных видоискателей и большого числа аксессуаров делали эту камеру универсальным профессиональным инструментом.
      1990г. NIKON F-601. Младший брат F-801, значительно дешевле и скромнее в параметрах. Три типа экспозамера, большой выбор профессиональных программ, встроенная вспышка, автофокус - и все это собрано в традиционно крепком и надежном корпусе. Эта модель доступна в продаже, и на ней исторический обзор зеркальных фотоаппаратов NIKON завершается. На сегодняшний день фирмой производятся следующие модели: NIKON FM2, NIKON FM10, NIKON FE10, NIKON F90X, NIKON F60, NIKON F70, NIKON F 100, и, разумеется, профессиональная "супер" камера пятого поколения - NIKON F5.

PENTAX

      1954г. ASAHIFLEX II. первый в мире зеркальный фотоаппарат с полностью автоматической системой подъема и возврата зеркала. отныне у зеркальных фотоаппаратов появляется два главных козыря: точность (фотограф смотрит непосредственно через объектив) и оперативность (затемнение кадра происходит только в момент срабатывания затвора). Эта модель имела типичный для того времени металлический корпус с барабаном перемотки пленки и вращающимся диском выдержек (вроде нашего старого ФЭДа). Шторный затвор имел время полного открытия 1/25 секунды.
      1957г. ASAHI PENTAX AP. Предыдущая модель имела видоискатель шахтного типа, что представляло некоторые неудобства. На модели ASAHI PENTAX AP впервые была установлена привычная нам пентапризма. В связи с этим даже поменялось название фирмы - в нем появилось слово PENTAX (производное от пентапризма и ASAHIFLEX). Помимо неоспоримого удобства и быстроты прямого визирования с помощью пентапризмы, эта модель также впервые имела не менее важные для оперативности курковый механизм перевода кадра и взвода затвора и узел обратной перемотки рулеточного типа.
      1958г. ASAHI PENTAX K. Первая модель у фирмы с автоматической диафрагмой и 1/1000 выдержкой. На этой модели впервые был использован фокусировочный экран с микропризмами, что делало процесс фокусировки гораздо легче.
      1959г. ASAHI PENTAX S2. Эта модель отличалась от предшественников тем, что выдержка устанавливалась одним невращающимся диском (ранее основной диск выдержек вращался при взводе затвора, а длинные выдержки устанавливались дополнительным диском).
      1962г. ASAHI PENTAX SV. Автоматическая диафрагма стала открываться до F1.8, появилась возможность устанавливать на пентапризму компактный экспонометр, связанный с диском выдержек, встроен механизм автоспуска.
      1964г. PENTAX SPOTMATIC SP. Знаменитая модель - первый в мире зеркальный фотоаппарат с TTL-экспонометром точечного типа и полностью автоматическим механизмом диафрагмы. Эта модель, благодаря ошеломляющему успеху в мире, стала чем-то вроде стандарта для дальнейшего развития фототехники. Затвор отрабатывал стандартные по тем временам скорости: от 1секунды до 1/1000 сек., В.
      1971г. PENTAX SPOTMATIC SP-II. Первый фотоаппарат фирмы с установленным на пентапризме разъемом для присоединения вспышки - "горячим башмаком".
      1971г. PENTAX ELEKTRO SPOTMATIC. Первый в мире зеркальный фотоаппарат с электронно управляемым затвором и автоматической установкой выдержек. Помимо автоматики, имелось и шесть ручных выдержек: В,1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, и 1/60 - выдержка синхронизации. Фокусировочный экран имел линзу Френеля и микропризмы, а в видоискателе была шкала выдержек, стрелка TTL-экспонометра и индикатор разряда батарей экспонометра. Чувствительность экспонометра была от 1 до 18 EV. Была возможность экспокоррекции. Фотоаппарат был собран в прочном стальном черненом корпусе и весил чуть меньше килограмма.
      1972г. PENTAX ES. Предыдущая модель была доступна только на рынке Японии, а PENTAX ES - его международная версия, быстро завоевавшая популярность в мире.
      1974г. PENTAX SPOTMATIC SP-II MOTOR DRIVE. Эта модель имела моторизованную протяжку пленки.
      1975г. PENTAX K2. Новый модельный ряд с байонетным креплением объективов - знаменитый байонет "К". Этот байонет, не изменяясь по сути, просуществует и до наших дней - тем самым PENTAX обеспечивает полную преемственность и системность всех своих камер и объективов, выпущенных за эти четверть века. PENTAX K2 имел электронный вертикально-ламельный затвор (8 - 1/1000сек.) с синхронизацией на 1/125сек., и механической выдержкой 1/1000сек., режим приоритета диафрагмы и ручной режим экспозиции, репетитор диафрагмы, механизм блокировки зеркала в поднятом положении, автоспуск.
      1976г. PENTAX K-1000. Фотоаппарат с механическим шторным затвором от 1 до 1/1000сек. Один из самых рекордных долгожителей среди современных зеркальных фотоаппаратов - его выпуск прекратили только в прошлом году (увы, нерентабельно). Простота, высокая надежность (это, впрочем, относится к любой продукции фирмы) , температурный диапазон от -20 до 50 градусов, и при этом невысокая цена - вот что было источником такой популярности в мире. Было продано более 2,5 миллионов этих фотоаппаратов.
      1980г. PENTAX ME -SUPER. Модель с новым видоискателем и новым электронным вертикально-ламельным затвором с расширенным диапазоном выдержек от 4 сек. до 1/2000сек. при синхронизации 1/125 сек. (возможны две механические выдержки). Экспозиция могла быть установлена вручную или в приоритете диафрагмы, также был режим автоматического выбора выдержки синхронизации при подключении согласованной вспышки. В качестве светочувствительного элемента TTL-экспонометра был использован арсенид галлия.
      1980г. PENTAX LX. Фотоаппарат категории "супер" - чрезвычайно надежный профессиональный инструмент. Прочный корпус из алюминиевого сплава надежный титановый электронно-механический затвор с горизонтальным ходом шторок и температурный режим от -30 до 50 градусов позволяли использовать эту камеру в любых ситуациях. Гибридный затвор мог работать как с батарейками, так и без них: электронно-отрабатываемые автоматические выдержки были в диапазоне от 125(!) секунд до 1/2000сек, а механический диапазон выдержек был от 1/75 сек.(выдержка синхронизации) до 1/2000. Новая система экспозамера с силиконовым датчиком мерила свет, отраженный от поверхности пленки (OTF), что позволяло не только точно управлять длинными выдержками, но и работать с системой автоматических TTL-вспышек. Большой выбор аксессуаров для этой камеры - от сменных фокусировочных экранов и видоискателей до инфракрасного дистанционного управления - делал систему LX высокоуниверсальной. Такое сочетание развитой электроники и возможности полноценно работать без какого-либо питания, плюс высокая надежность привели к огромной популярности этой модели в те годы.
      1981г. PENTAX ME-F. Первый в мире автофокусный фотоаппарат. Привод автофокуса находился в объективе вместе с батарейками. В то время, как другие фирмы только начинали ставить автофокусные датчики-подсказки в свои камеры, PENTAX выпустил фотоаппарат, который мог абсолютно сам навести фактическую резкость.
      1983г. PENTAX SUPER PROGRAM. Неавтофокусная, но имеющая полную автоматику по экспозиции, фотокамера. В ней был ручной режим установки экспозиции, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, программный автоматический режим экспозиции, программа автоматической вспышки. Электронный вертикально-ламельный затвор имел диапазон выдержек от 15 до 1/2000 сек. В видоискателе находился жидкокристаллический информационный дисплей.
      1986г. PENTAX P5. У этой модели помимо стандартной экспозиционной программы, были еще программа приоритета быстрых выдержек и программа приоритета глубины резкости.
      1987г. PENTAX SFX. . Новая система автофокусных фотоаппаратов с байонетом типа "K-af" - теперь привод автофокуса находится в корпусе камеры, и становится доступна большая линейка автофокусной оптики. PENTAX SFX - это первый в мире зеркальный автофокусный фотоаппарат со встроенной TTL-вспышкой (ведущее число = 14). Это уже полностью автоматический полноценный зеркальный фотоаппарат современного образца с тремя программами автоматической экспозиции, автоматикой TTL-вспышки, приоритетом выдержки и диафрагмы, встроенной автоматической протяжкой пленки со скоростью до 2 к/с, информационным дисплеем в видоискателе и большим жидкокристаллическим дисплеем на пентапризме. Затвор имел диапазон выдержек от 30 до 1/2000сек., автофокус мог работать в стандартном и следящем режиме, имел чувствительность от 2 до 18 EV, причем эффективность его работы была в то время одной из лучших.
      1988г. PENTAX SFXn. Улучшенная модель по сравнению с предшественником. Диапазон выдержек электронного затвора от 30 секунд до 1/4000 сек., при синхронизации вспышки от 30 до 1/125 сек.
      1990г. PENTAX P30t. Неавтофокусный фотоаппарат с программной автоматикой экспозиции, приоритетом диафрагмы и ручным режимом. Ручная курковая протяжка пленки, отсутствие ЖКД делали эту модель весьма недорогой и потому популярной, а высокая надежность даже за такую низкую цену, позволила выпускать этот фотоаппарат целых семь лет, и еще совсем недавно ее можно было встретить в продаже.
      1991г. PENTAX Z-10. Недорогой и бесхитростный автофокусный фотоаппарат, который имел всю необходимую автоматику, но без излишеств: автоматическая протяжка пленки, автоматическая и ручная установка экспозиции, автофокус, встроенная вспышка, автоспуск. Этот "джентльменский набор" позволял любому любителю легко и просто пользоваться фотоаппаратом - только нажимать на спусковую кнопку. Но, в отличии от моделей конкурентов, в недорогом PENTAX Z-10 не было никаких компромиссов с надежностью - мелаллический байонет и надежный лентопротяжный механизм позволяли любителю эксплуатировать эту камеру и в сложных походных условиях.
      1993г. PENTAX Z-20. Автофокусный фотоаппарат средней категории с развитой системой экспозиционных программ - 10 вариантов. Модель поддерживала пять операций с моторным приводом ЗУМ-а новых автофокусных объективов фирмы. Скоростная протяжка 2 к/с, шестизонный сенсор экспозамера, большой наглядный подсвечиваемый жидкокристаллический дисплей на пентапризме, быстрый и четкий автофокус, эргономичный и ухватистый корпус - все это привлекало фотографов, модель была весьма популярна.
      1991г. PENTAX Z-1. Профессиональный фотоаппарат высшего уровня. В 92 году завоевывает главный приз Японии: "Japan Camera Grand Prix-92", как наиболее совершенный 35-мм зеркальный фотоаппарат профессионального уровня. Эта модель в современной модификации под названием Z-1p (с 94 г.) выпускается и продается в магазинах до сих пор, причем заложенные в нее конструктивные решения настолько удачны, что фотоаппарат и сегодня морально превосходит многих конкурентов. Подробнее об этой и других современных моделях фирмы PENTAX можно прочитать в соответствующем обзоре. На сегодняшний день на заводах ASAHI OPTICAL выпускаются следующие модели зеркальных 35-ти мм фотоаппаратов PENTAX: Z-1p, MZ-3, MZ-5n, MZ-10, MZ-50, MZ-M.

РЕЗЮМЕ

            Как мы видим, формирование современного зеркального фотоаппарата происходило в несколько этапов:

  • 1. Появление видоискателя призменного типа (пентапризма). Изобретение компактного и чувствительного CdS-экспонометра, который встраивался в камеру.
  • 2. Появление системы TTL-замера.
  • 3. Рождение электронно управляемых затворов.
  • 4. Частичная автоматика экспозиции (приоритет выдержки или диафрагмы).
  • 5. Устройства автоматической (в том числе и скоростной) транспортировки пленки.
  • 6. Полная автоматика экспозиции.
  • 7. Системы многозонного TTL-замера уровня освещения.
  • 8. Появление TTL-вспышек.
  • 9. Микропроцессорное многофункциональное управление всеми устройствами фотоаппарата с использованием информационных дисплеев.
  • 10. TTL-вспышка встраивается в корпус фотокамеры.
  • 11. Появление автофокуса.
  • 12. Резкое экспоненциальное улучшение и модернизация всех вышеперечисленных устройств фотоаппарата.


             Также интересно заметить, что из этих четырех фирм две можно отнести к разряду инженерных, а две - к маркетинговым. Инженерные компании (а к ним условно можно отнести PENTAX и MINOLTA) двигают прогресс - они изобретают и разрабатывают все принципиально новые системы и узлы первыми. А маркетинговые фирмы (условно CANON и NIKON) внимательно изучают рынок, потребности фотографов, разработки конкурентов, чтобы выпустить супер камеру, пусть позже, но наиболее подходящую под реалии рынка, и потребности профессионалов.

             На сегодняшний день принципиальное развитие зеркальных фотоаппаратов завершено - в них есть все необходимые для фотографа узлы и устройства, а также автоматика всех этих устройств. Возможно только усовершенствование фотокамер и отдельных узлов. В последние годы быстрыми темпами идет миниатюризация фототехники, и особенно в этом преуспела фирма PENTAX. В будущем ожидается еще один (и на этот раз, очевидно, уже последний) скачок в развитии 35-ти мм зеркальных фотоаппаратов - их скрещивание с цифровой техникой. Похоже, это выразится в системе предварительного цифрового просмотра изображения, то есть перед спуском затвора можно будет сделать кадр не на пленку, а на цифровую матрицу, размещенную где-нибудь в пентапризме, и просмотреть изображение на дисплее, встроенном в заднюю крышку. Если оно вас устраивает - нажать спусковую кнопку и получить идентичное изображение, но уже на пленке. А распространенное мнение о том, что цифровая фотография вытеснит обычную, пока беспочвенны, по крайней мере это произойдет лишь тогда, когда молекулярная физика и химия подарят нам цифровую матрицу, число сенсоров которой соизмеримо с количеством молекул в светочувствительном слое пленки, чувствительность не ниже, а цена не дороже. И даже в этом светлом будущем все равно будут иметь большой спрос фототехника, не требующая, в отличие от цифровых камер, элементов питания, то есть безотказная и гарантирующая уверенность в конечном результате - что-то вроде старого доброго NIKON FM2, заряженного черно-белой Агфой...

Обзор подготовили Дмитрий Чичкин


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


виготовлення пам ятників - YouTube
Портрет директора
Быстро находим эффективных директоров в Москве! Оплата за результат
light-catchers.ru
orthomol vital, кэа