InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

Монокль на малоформатной камере

Фотолюбитель-конструктор.
Сост. В. Г. Анцев, А. С. Доброславский. – М.: Искусство, 1989
(Массовая фотографическая библиотека).

herta1p.gif (61 bytes)

          Главное противоречие фотографической формы, казавшееся светописцам девятисотых годов неразрешимым в традиционной технике, — противоестественная, нарушающая целостное восприятие детализация*. Задача привести в соответствие целое и деталь решалась тогда двумя путями. Первый состоял в применении моноклей и другой специальной оптики, позволяющей изменением диафрагмы свободно дозировать сферическую аберрацию. Второй — в реализации позитивных процессов на солях хрома, сама технология которых обобщала рисунок, налагая на резкую картину поглощающий детали зернистый растр.

          Изобразительное действие сферической аберрации сводится к следующему. Светлая точка на темном выглядит светящейся, своим ореолом подавляя соседние черные точки. Соответственно на светлом фоне подавляется темный штрих, и тем сильнее, чем выше перепад яркостей. В результате “тают” провода на фоне неба, морщины на ярко освещенной щеке и т. п.

          Пока мы не концентрируем внимания на мелких деталях, наше визуальное восприятие обращается с ними совершенно аналогично. Незначительно изменяя диафрагму (возле значения 1:4—1:5,6), можно легко получить и туманный импрессионистский эпод и совершенно ясную, в меру детализированную картину, реалистичную настолько, что ее живое пространство втягивает в себя почти как стереопара.

          Важно понять принципиальное отличие монокля от расфокусированного анастигмата. Последний вообще не дает контурной резкости, необходимой для отчетливого восприятия изображения, тогда как у монокля граница светлого и темного, несмотря на ореол, всегда обозначена. Отчетливая видимость этой границы есть единственный критерий правильной фокусировки монокля.

          Другое, менее важное слагаемое мягкого рисунка — снижающий контурную резкость хроматизм (спектральное расщепление белого света), уже неощутимый за двукратным желто-зеленым светофильтром.

          Применение монокля на малоформатной камере автоматически соединяет оба способа обобщения изображения, так как кроме оптического эффекта в рисунке присутствует регулируемый (подбором пленки и проявителя) растр от многократно увеличенного зерна негатива.

          Сюжетных ограничений практически нет. Моноклю одинаково доступны и солнечные и “пасмурные” картины, но лучше всего он рисует светлое на темном. Это идеальный портретный объектив. Очищая лицо от натуралистических подробностей, он как бы сам находит образ. Нужно только помнить, что пластическая цельность лица сохраняется лишь в классической проекций, то есть при F' = 90—130 мм. Ландшафты, архитектурный пейзаж, натюрморт — другая область применения монокля. Благодаря тому, что его максимальный полевой угол примерно вдвое больше того, каким его когда-то ограничивали, моноклю подвластны и современное напряжение пространства и картинная широта с тщательной разработкой многих планов.

          Классической линейки объективов F-35— 135 мм (рис. 60) вполне достаточно для выполнения большинства художественных задач. Традиционное требование иметь для всей линейки идентичный рисунок, максимально ровный по полю, удовлетворяется подбором линз с учетом их фокуса, формы, а также места установки диафрагмы, которая всегда должна находиться перед линзой, обращенной вогнутостью в пространство.

          Все оправы выполняют без помощи токаря. Установить монокль можно практически на любую камеру, но для начала желательна простейшая “зеркалка” с матированным фокусировочным экраном, чтобы, снимая, видеть рисунок.

          На рис. 61 показаны примерные формы линз для соответствующих диапазонов фокусных расстояний и приведены значения диафрагм, при которых характер изображения должен быть близок у всех объективов линейки. Окончательный выбор объектива — дело вкуса. Наиболее критичны к форме короткофокусные монокли, у которых углы кадра “плывут”. Однако кривизна поля этих линз создает как бы естественный уклон, и близкий план, попадая на край кадра, выходит резким при общей наводке на дальний. Отсчет фокусного расстояния ведется от главной задней плоскости Н' (рис. 62). Оценить его можно, проецируя линзой на бумагу удаленный предмет и стараясь уловить резкое изображение.

          Вообще точная фокусировка для мягкого рисунка имеет особое значение. Правило простое: на объекте нужно выявить самые тонкие штрихи, а выбрать их там, где нет большого перепада яркостей (пример: ресницы на погрудном портрете). Самая распространенная ошибка — установка объектива на максимальный видимый контраст, что отнюдь не дает контурной резкости — она появится при дальнейшей подвижке линзы вперед, и видимый контраст при этом снизится. Для юстировки объектива на бесконечность лучший тест-объект — сетка кирпичной кладки в прозрачный пасмурный день, удаленная настолько, чтобы она с трудом различалась. Контролировать изображение необходимо по тонкотертому матовому стеклу на кадровом окне камеры с помощью десятикратного окуляра, без которого надежно поймать фокус невозможно. Юстировка производится с уже установленным светофильтром при минимальном значении диафрагмы, если ее предполагается изменять.

          Положение диафрагмы определяется минимальной комой. Кома — сферическая аберрация наклонных пучков — прекрасно видна на том же матовом стекле, если изображение лампочки увести в угол кадра. Удаляя диафрагму от линзы или приближая ее к линзе, кому легко свести к минимуму (рис. 63). Только для самых короткофокусных моноклей стоит иногда приблизить диафрагму к линзе, чтобы уменьшить астигматизм, разваливающий изображение по краям поля.

          Короткофокусная часть линейки собирается в оправе “Индустар 50-2” (рис. 64) в сочетании со стандартными удлинительными кольцами. Чтобы освободить оправу от блока линз, достаточно отвернуть пинцетом заднюю гайку, предварительно вывинтив из нее стопорный винт. Линзу в оправе можно помещать спереди и сзади, задача — найти ей такое место, чтобы линза “встала на фокус”, когда оправа (с кольцом, двумя или без колец вовсе) “встанет на бесконечность”. Все как у обычных объективов. Фиксируют линзу любым способом, но ввиду возможных замен лучше обходиться без клея, легко запрессовывая ее в промежуточное пластмассовое кольцо, сделанное из цилиндрической части крышки объектива. Если диаметр линзы немного велик, ее можно, набравшись терпения, обточить на увлажненном бруске. Большую разность (за умеренную плату) могут устранить в мастерской магазина “Оптика”. Чтобы сделать это самостоятельно, нужен абразивный круг с низкооборотным приводом. Совсем большой припуск можно перед обточкой, надрезав, обломать. Для ориентира на стекло резиновым клеем наклеивают бумажный кружок соответствующего диаметра.

          Диафрагму вырезают из простой черной бумаги, — ее удерживают две капли резинового клея по диаметру. Диаметр отверстия ( 1/3 : 1/16 ) F в зависимости от требования к рисунку. Окончательную установку диафрагмы по минимальной коме производят после юстировки, предварительную, чтобы отъюстировать монокль, — на расстоянии 1/10 F от предполагаемой посадочной плоскости линзы. Светофильтр М35,5 X 0.5 в переднюю часть оправы вклеивают эпоксидным клеем.

          Длиннофокусные линзы (от F = 90 мм) монтируют на кремальерной ПЗФ (рис. 65), в которую их ввинчивают каждую в своей оправе (рис. 66). Для оправы удобно использовать третье удлинительное кольцо. Внутреннюю резьбу следует аккуратно выскоблить шабером и после линзы запрессовать светофильтр М40,5 X 0,5 на глубину, определенную положением диафрагмы. Картонную диафрагму вырезают точно по внутреннему диаметру кольца и легко вдавливают в него до светофильтра. Такая установка позволяет произвести быструю замену диафрагмы при портретной съемке, если рисунок надо смягчить. Юстировка сводится к нанесению риски на шкалу ПЗФ, при этом перемещать нужно только объективную доску, не выдвигая кремальеру.

          Знакомство с моноклем проще начать с длиннофокусных линз (подходят обычные очковые стекла). Их фокусное расстояние f' = 1000/Д мм (Д — число диоптрий). Собрав всю линейку, необходимо сделать тест на идентичность рисунка, для чего снять в одном масштабе всеми объективами пестрый, обильный бликами объект.

          Изменение экспозиции только выдержкой — единственная съемочная специфика монокля. При съемке на пленку “Фото 130” со светофильтром 2х на пленэре не возникает никаких проблем, если у фотоаппарата затвор полного диапазона. Заметим, что общеизвестная эффективность монокля на сюжетах “против света” будет сведена к нулю, если все внутренние рефлексирующие поверхности “Зенита” не заклеить ворсистой черной бумагой или тканью.

          Постоянная диафрагма позволяет точно подобрать вииьетирующие оттенители облаков — простейшие картонные заслонки (рис. 67), “спасающие” негатив при ярком сером небе. Устанавливают их внутри бленды на расстоянии примерно 0,7 F от диафрагмы. Во избежание каширования оттенитель для вертикального кадра делают с прорезью. Как оценить необходимое аиньетирование, глядя на выходной зрачок монокля сквозь камеру, видно из рис. 68.

          Негативный процесс должен обеспечивать удовлетворительную гранулярность, которая читалась бы уже при шестикратном увеличении. Стандартная обработка “Фото-130” — середина, от которой возможны умеренные отклонения в любую сторону, смотря по сюжету и предполагаемому увеличению.

* Более подробно о художественных и технических особенностях применения монокля см.: “Сов. фото”, 1988, № 5, 8.

 

ProPhoto

Библиотека

herta1p.gif (61 bytes)

.

ag-lightbox.ru
На textil-domoi.ru/katalog-gorizontalnyiy/pledyi шерстяные пледы в москве.
textil-domoi.ru


У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru

 

RB2 Network

RB2 Network