InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

      

Способы устранения дефектов негативов и фотоотпечатков

Отрывки из книги Применение фотографии в науке

Альфред Блейкер

 

Виды дефектов:
Пыль и ворсинки
Изъяны стенок прозрачных контейнеров
Влага на стенках стеклянных контейнеров
Ретуширование, заделка и обработка негативов и фотоотпечатков:
Высветление фона
Удаление пятен и следов царапин с негативов и отпечатков

          Целью научной фотографии является такое воспроизведение данного объекта, которое позволяет однозначно интерпретировать полученное изображение и, следовательно, исключает неуместные дискуссии по поводу того, что же изображено на фотоотпечатке. Именно поэтому при фотографировании объекта, представляющего научный интерес, недопустимы какие-либо искажения как самого объекта, так и его изображения. Совершенно очевидно, что ни один уважающий себя ученый не станет этого делать умышленно, но отсутствие определенных навыков и достаточной практики, а также чрезмерная поспешность и непозволительная небрежность — все это может привести к ухудшению качества изображения и, таким образом, к искажению научной информации, получаемой с помощью такого изображения (фотоснимка).

          Несмотря на то что в большинстве случаев дефекты негативов или фотоотпечатков столь очевидны (грязь, пыль, царапины, пятна и т. д.), что необходимость их устранения не вызывает сомнении, тем не менее иногда довольно трудно определить, в какой степени тот или иной дефект искажает изображение и следует ли его удалять (т.е. трудно определить “степень дефектности”). Именно этому вопросу, а также способам устранения дефектов посвящена данная глава.

ВИДЫ ДЕФЕКТОВ

Пыль и ворсинки

          Пыль и ворсинки, содержащиеся в воздухе, являются наиболее частой причиной дефектов фотографий. Поэтому необходимо периодически тщательно очищать внутренние и внешние поверхности фотокамер, увеличителей, кассет и другого фотооборудования. Любые вкрапления пыли или ворсинок на неэкспонированном фотоматериале ведут к затемнению соответствующих участков во время экспонирования и появлению на проявленных негативах белых участков, по форме и размерам повторяющих частицы. На фотоотпечатках эти дефекты проявятся как черные включения. При изготовлении фотоотпечатков с негативов, покрытых пылью, частицы пыли воспроизводятся в виде белых вкраплении. Если при фотопечати изображение объекта увеличивается, то увеличиваются и размеры дефектов. Некоторое количество подобных дефектов неизбежно, но когда они могут существенно исказить изображение, их необходимо устранить. Устранение следов пыли и ворсинок с негативов и отпечатков — довольно трудоемкий и длительный процесс. Однако все эти трудности можно избежать, поддерживая необходимую чистоту.

          В некоторых случаях пыль может быть обнаружена на самом объекте, в частности в процессе его увеличения при фотосъемке. Выявить скопление пыли на приготовленном образце, например насекомого, можно с помощью стереоскопического микроскопа, а удалить пыль — с помощью кисточки для акварели. Следует подчеркнуть еще раз, что при увеличении объекта, скажем до 30—50х, в такой же пропорции увеличиваются невидимые невооруженным глазом частички пыли.

          Причиной дефекта может быть и пыль, обнаруженная в культивированных средах. Если питательная среда, например на основе агара, приготовлена не очень тщательно, она будет содержать микровключения взвешенного или осажденного твердого материала, который может быть стерильным, биологически инертным и даже частью нерастворившегося питательного вещества и будет катастрофически видимым при фотографировании в темном поле даже при увеличении ~ 1ж. Чтобы избежать подобных осложнений, следует тщательно отфильтровать питательную среду. (Для этого потребуется всего несколько минут, а в результате будут сэкономлены часы, необходимые для ретуширования фотоотпечатков.)

Изъяны стенок прозрачных контейнеров

          Как уже отмечалось, одной из причин дефектов негативов и отпечатков может быть пыль на стенках контейнера (например, чашка Петри, пробирки, колбы и т.д.), в который помещен фотографируемый объект. Поэтому перед фотосъемкой следует особенно тщательно протереть стенки, одна из которых находится между фотокамерой и объектом, а другая служит как бы фоном. Однако помимо пыли дефекты могут быть обусловлены изъянами стенок контейнера, такими, как царапины, трещины, и несовершенством структуры материала контейнера. В этом случае на негативе и фотоотпечатках появляются трудноустранимые дефекты. По мнению автора, устранение таких дефектов требует титанических усилий и терпения и, как правило, кончается для фотографа головной болью. Чтобы этого не случилось, необходимо очень тщательно отбирать стеклянные и другие контейнеры для проведения экспериментов. Так, например, нельзя одну и ту же чашку Петри использовать дважды: при повторном использовании на негативе выявляются царапины на дне чашки, а также зернистая структура дна. Для устранения таких дефектов, а также дефектов, связанных с неравномерной толщиной дна чашки, ее помещают на стеклянную подставку, предварительно смазанную небольшим количеством чистого, прозрачного минерального масла. Это позволяет “исправить” указанные изъяны, так как масло и стекло имеют почти одинаковые коэффициенты преломления.

          В настоящее время широко используются пластмассовые чашки Петри, которые обычно не имеют царапин. Однако довольно часто обнаруживается, что дно чашек имеет внутренние изъяны, которые становятся особенно заметными при темнопольном освещении.

Влага на стенках стеклянных контейнеров

          При фотографировании культур и растений, заключенных в замкнутые контейнеры, причиной дефектов негативов и отпечатков может быть влага, которая конденсируется на стенках контейнера и искажает и частично затуманивает изображение объекта.

          Для удаления влаги контейнер нагревают до тех пор, пока влага не испарится. В качестве нагревателей используются или инфракрасная лампа, или обычный фен для укладки волос. При этом необходимо принять соответствующие меры, чтобы не допустить перегрева контейнера, а следовательно, и разрушения объекта. Все подготовительные работы и определе ние экспозиции следует выполнять до нагревания контейнера, так как фотография должна быть сделана сразу же лосле исчезновения последних следов влаги на стенках контейнера. Длительное нагревание контейнера может вызвать новую конденсацию вследствие увеличившейся метаболической активности растительного материала, а последующее охлаждение вызовет конденсацию, которая может быть более значительной, чем до нагревания. Поэтому не следует задерживать экспонирование объекта.

РЕТУШИРОВАНИЕ, ЗАДЕЛКА И ОБРАБОТКА НЕГАТИВОВ И ФОТООТПЕЧАТКОВ

          Естественно, что лучшим вариантом является получение такого негатива или отпечатка, которые не требуют никакой ретуши. Не говоря уже о том, что в этом случае исключается “вторжение” в изображение объекта (а следовательно, и в сам объект), нет необходимости тратить время и усилия на ретуширование. И все-таки иногда некоторая короектировка негатива или отпечатка неизбежна'

          Мы уже рассмотрели проблемы устранения дефектов, причиной которых является пыль на объекте съемки, фотопленке, негативах. Аналогичные проблемы возникают при использовании загрязненной воды для промывки негативов и отпечатков, в результате чего на них оседают частицы грязи или появляются пятна. В таких случаях можно рекомендовать как можно чаще чистить промывочные ванны и использовать только фильтрованную воду. Кроме того, при погружении объекта в жидкость от него могут отделяться крошечные кусочки, которые искажают поверхность и цвет подложки.

          В некоторых случаях ручная корректировка вызвана тем, что фон на отпечатке получился серым или после изготовления отпечатка возникла необходимость удалить некоторые детали с изображения. Очевидно, что такого рода работы можно выполнять на негативах или отпечатках больших форматов.

Дополнительные сведения о технических приемах ретуши можно почерпнуть из книг: Сюттерлин К. Ретушь — когда и как. — М.: Искусство, 1974; Геодаков А. И. Ретушь фотоснимков.— М.: Книга, 1965. Разумеется, описанные в этих книгах методы ретуши следует оценивать критически с учетом необходимости обеспечения научной достоверности фотографии.

Высветление фона

          Довольно часто необходимо показать фотографируемый объект на чистом, белом фоне, т. е. сфотографировать его так, как будто он парит в воздухе. Для этого объект помещается на стекло, которое в свою очередь кладется на лист белого картона (или бумаги); переэкспонирование белого картона при фотографировании позволяет получать бестеневой белый фон на отпечатке. В промышленной фотографии объект размещается на поверхности, которая освещается снизу. Как в том, так и в другом случае результат одинаков. Такой способ фотографирования часто называют самомаскированием, так как при получении белого фона объект выполняет роль маски. Однако объект, который весь или частично является прозрачным или полупрозрачным, не может быть использован в качестве маски, и поэтому для получения белого фона на отпечатке соответствующие участки негатива покрывают специальной непрозрачной смесью. Чтобы случайно не закрасить края объекта, лучше всего работать с увеличительным стеклом (лупой) и не закрашивать участки, близко расположенные к краю. Тогда если первоначальный фон был не очень темным, то, по всей вероятности, неокрашенная полоска не будет видна на отпечатке. В тех случаях, когда фон был слишком темный, необходимо предельно аккуратно обвести край объекта. Посторонние детали должны быть закрашены.

          Особые трудности возникают при обработке изображений, полученных в результате фотографирования объекта через микроскоп. Дело в том, что в процессе обработки (осветления фона) могут быть удалены детали, которые играют важную роль при расшифровке изображения объекта. Поэтому ретушер, прежде чем начать обработку таких изображений, должен знать, что следует оставить на негативе или отпечатке, а что можно убрать.

          Обработку фотоотпечатков можно осуществить с помощью фотографического ослабителя в особенности в тех случаях, когда другие методы не дают желаемого результата.

Следует иметь в виду, что слово “ослабитель” употребляется здесь не как химический, а как фотографический термин, т.е. речь идет об ослаблении оптической плотности участка изображения, на который нанесен ослабитель. По своей химической природе фармеровский и другие ослабители являются окислителями и при взаимодействии с серебром, содержащимся в эмульсии, образуют растворимые в воде соли.

Можно, например, использовать известный фармеров-ский ослабитель, который представляет собой разбавленный раствор гипосульфита с добавлением нескольких капель слабого раствора красной кровяной соли. Для получения белого фона достаточно нанести небольшое количество ослабителя, при этом'необходимо следить, чтобы он не попал на участки, содержащие изображение объекта. Некоторые специалисты рекомендуют применять фармеровский ослабитель для усиления яркости высоких светов. По-видимому, этого не стоит делать, во-первых, потому, что очень трудно нанести ослабитель на небольшой участок отпечатка, и, во-вторых, при смывании ослабитель будет воздействовать на соседние участки. Кроме того, применение ослабителей для этих целей может исказить света, т. е. привести к ненатуральным эффектам. Лучшим решением этой проблемы является использование дифференциального метода печати (гл.1). После ослабления отпечатки следует тщательно промыть в проточной воде.

          В качестве варианта фармеровского ослабителя можно работать с ослабителем, который приготовляется из насыщенного раствора бесцветного гипосульфита и насыщенного раствора красной кровяной соли, имеющей яркую красно-оранжевую окраску (следует иметь в виду, что это соединение токсично!). В кювету, наполненную водой, наливают примерно 50— 100 мл каждого раствора на 500 мл воды. Цвет образовавшегося раствора напоминает цвет сидра, а его концентрация зависит от количества исходных растворов. Полученный ослабитель наносят на обрабатываемые участки отпечатка, и оставляют его до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат.

          В тех случаях, когда на фотоотпечатке необходимо получить черный фон с негатива, на котором видны следы пыли или ненужные включения, то устранить эти недостатки можно либо с помощью ножа (кончиком ножа соскоблить эмульсию), либо с помощью ослабителя типа фармеровского.

          Фармеровский ослабитель может быть применен и для общего осветления переэкспонированных негативов (но не отпечатков), однако при этом существует вероятность неравномерного ослабления, в результате которого негатив будет испорчен. Если все-таки негатив обрабатывается ослабителем, то следует негатив опустить в слабый раствор ослабителя и осторожно покачивать кювету.

          Иногда возникает необходимость обработать уже высушенные негативы или отпечатки. В этом случае сначала помещают негативы или отпечатки в чистую воду, чтобы они намокли, а затем обрабатывают ослабителем. После обработки они вновь фиксируются и тщательно промываются.

          Даже самые опытные фотографы не застрахованы от ошибок при определении экспозиции и получают сильно недоэкспонированные негативы. В обычных лабораторных условиях такие ошибки исправляются просто — делается повторный негатив. Если сделать повторный негатив нельзя, то недоэкспонированный негатив улучшают путем усиления. Среди существующих усилителей особого внимания заслуживает усилитель Мотокса. При работе с этим усилителем не требуется отбеливания и повторного проявления негатива, т.е. операций, которые неизбежны в случае использования большинства усилителей. Для приготовления этого усилителя необходимы всего два компонента: 12 г хлорида ртути (следует иметь в виду, что это соединение токсично), которые растворяются в 600 мл воды, и 36 г йодистого калия, которые растворяются в 250 мл воды. Помешивая первый раствор, в него постепенно вливают второй. Полученный раствор называется усилителем Мотокса и может храниться неопределенно долго. Однако если во время хранения в растворе усилителя образуется осадок в виде кристалликов, то перед использованием раствор необходимо отфильтровать.

          При обработке негатива, который был от-фиксирован и высушен, необходимо сначала погрузить его в воду, чтобы набухла эмульсия а затем применять усилитель; при обработке негатива, который был только отфиксирован, его промывают и обрабатывают усилителем. Усилитель наливают в кювету, помещают в него негатив и кювету осторожно покачивают. Процесс усиления может длиться от 30 с до 2 мин. После усиления негатив промывают в проточной воде. Эффект усиления мало заметен, пока негатив находится в растворе усилителя, но при погружении его в проточную воду изображение быстро появляется и приобретает оранжевые оттенки. Этот цвет сильно сказывается при изготовлении отпечатков, так как фотобумага имеет ортохроматический тип светочувствительности. Чтобы избежать непредвиденных осложнений (например, отпечатки пальцев, оставленные на основе фотопленки, могут адсорбировать усилитель), следует перед промывкой на основу фотопленки нанести небольшое количество фиксажа.

          Несомненным преимуществом усилителя Мотокса является возможность наблюдать эффект усиления во время промывки и в случае необходимости еще раз погрузить негатив в усилитель. Процесс усиления является обратимым, т. е. если усиление слишком сильное, достаточно опустить негатив в фиксаж, и эффект усиления пропадет. После этого можно промыть негатив и попытаться снова достичь требуемого усиления. Однако если после усиления негатив промыть и высушить, то процесс становится необратимым.

          Об эффективности такого способа обработки негативов свидетельствует тот факт, что с негатива, имеющего весь диапазон полутонов, по крайней мере в виде следов, но сильно недоэкс-понированного для изготовления хороших отпечатков даже на высококонтрастной фотобумаге, после его обработки усилителем можно получать отпечатки с нормальньши градациями. Недостатком способа является увеличение размеров зерен на пленке. Поэтому усилители применяются главным образом для обработки негативов большого формата, не требующих существенного увеличения при фотопечати.

Удаление пятен и следов царапин с негативов и отпечатков

          Обычно с фотоотпечатков удаляют те дефекты, которые не удалось устранить с негативов, т. е. следы пыли, ворсинок, царапин и другие. Для этого используются смеси, которые выпускаются в виде жидкостей или пигмента, осажденного на подложку. При работе с жидкой смесью небольшое количество жидкости наносят на стекло и высушивают. Образовавшийся осадок или пигмент небольшими порциями с помощью хорошо заостренного влажного кончика кисточки переносится на соответствующие участки отпечатка. (Хотя это и не очень гигиенично, но лучшим растворителем этих красок и пигментов является слюна, поскольку она имеет большую вязкость, чем обыкновенная вода.) Этот процесс называется заделкой и наряду с другими, более сложными формами ретуши требует определенного навыка для получения хороших результатов.

          Необходимая квалификация, позволяющая производить заделку большинства основных дефектов, достигается после некоторой практики. Лучше всего начать освоение процесса заделки с использования сухой смеси, так как она формирует только поверхностные отложения на отпечатке, которые могут быть легко удалены в случае ошибки. Большинство жидких смесей при прокраске проникают в эмульсионный слой, и поэтому практически их невозможно удалить.

          Если изъяны негатива выявляются на отпечатке в виде белых крапинок, то лучше заделать отпечаток, чем ретушировать негатив, тем более что это проще и быстрее. Кроме того, ошибки повторяются не на всех отпечатках, как бывает в том случае, если негатив плохо отретуширован.

          Если изъяны негатива выявляются на отпечатке в виде черных крапинок, то простейшим решением для неопытного фотографа будет такая их заделка на негативе, что на отпечатке они воспроизведутся белыми. Второй этап заключается в заделке белых крапинок на отпечатке.

          Значительная по объему ретушь, которая, как правило, выполняется в фотостудиях фотографами-портретистами, совершенно недопустима в научной фотографии. В некоторых случаях для улучшения различимости изображения возможно легкое осветление или усиление контуров изображения. Однако даже такая ретушь полностью исключается, если точное положение и форма контура не различаются достаточно четко. Ретушь ни в коем случае не должна использоваться как “замена” плохого освещения объекта.

          Техника заделки достаточно проста, хотя и требует умения работать кисточкой. При затемнении белого пятна краску следует наносить кончиком кисточки. В результате пятно покрывается черными точками; обработка продол жается до тех пор, пока пятно не сольется с окружающим фоном. Затемнение белой линии — более сложный процесс. Поскольку заделать сразу всю линию (от одного конца до другого) довольно трудно, то сначала следует нанести вдоль линии несколько точек так, чтобы разбить ее на несколько отрезков. После этого кисточкой последовательно заделывается каждый из полученных отрезков.

          Обычно при устранении белого пятна стремятся обвести его черным контуром. Однако это делает пятно еще заметнее на отпечатке. Подчеркивание границ должно делаться, если делается вообще, предельно аккуратно. На кончик кисточки берется краски меньше, чем при заделке пятен; краску наносят мазками и затем размывают мазки в сторону от границы. Как только граница визуально проявилась, следует прекратить обработку.

          Для заделки светлых пятен необходимы темная краска или пигмент. По мнению автора, лучшими являются краски типа Spotone. Устранение черных пятнышек, возникающих в результате попадания пыли на фотопленку во время экспонирования, требует белого пигмента и особо чистой кисточки. Однако для заделки таких дефектов можно использовать более эффективный способ, который состоит в том, что сначала черные точки заделываются чистым белым пигментом, а после того, как пигмент высохнет, на него наносится черная краска до получения нужного тона.

 

.

Архив статей, подписка. Пластическая хирургия и косметология.
aeternamed.ru
avantamarket.ru
palech.ru

ProPhoto

Библиотека

У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816
E-mail: app@aha.ru

Rambler's Top100 Service