InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

Close-up, или копейка величиной в кадр.

Андрей Шеклеин, Владимир Самарин

Фотомагазин 3\1999

herta1p.gif (61 bytes)         

          Среди многих жанров любительской фотографии особое место занимает съёмка мелких объектов крупным планом. Она часто (хотя и не совсем верно) называется макрофотографией и считается у начинающих вещью очень сложной и даже недоступной. Это заблуждение.

          В действительности она сложна не больше и не меньше, чем любая другая область фотографии. Как сказал один известный фотограф, независимо от рода деятельности вещи кажутся таинственными и сложными только тем, кто не имеет с ними дела.

          Ценность и полезность макросъёмки даже для рядового любителя бесспорна. Вы открываете дверь в мир новых и часто неожиданных сюжетов, будь то съёмка орденов деда-фронтовика, стрекозы на тростинке у лирично шумящего летом ручья или нежных пальчиков младенца, охвативших руку матери. В науке и технике съёмка крупным планом часто становится основной и требует уже отнюдь не дилетантского подхода с соответствующим современным техническим оснащением. Столь же жестки дополняемые высоким художественным уровнем требования в коммерческой фотографии. Рекламная съёмка ювелирных изделий или подготовка художественного альбома камней из коллекции Эрмитажа - тому пример.

          Когда фотографируется далеко расположенный объект, размеры его изображения в десятки, а то и в сотни раз меньше его истинных размеров. Снятая на вертикальном формате 24х36 мм во весь кадр церковь высотой 36 м в тысячу раз больше своего изображения. В этом случае говорят о масштабе изображения: 1:1000, равном результату деления его размера (36 мм) на размер объекта (36 м).

          Все значения меньше единицы (1/1000, 1/100, 1/2 и т.д., с общепринятой записью 1:1000, 1:100. 1:2 и т.д.) соответствуют случаям более мелкого, чем оригинал, изображения. А масштабы 2:1,10:1 и т.п. обозначают увеличение изображения по сравнению с объектом. Другими словами, 1:2 соответствует двукратному уменьшению, а 2:1 - двукратному увеличению. Конкретные примеры: снимая камерой 6х6 на полный кадр памятную медаль диаметром 110 мм, вы уменьшаете её в 2 раза (масштаб 1:2, так как реальный размер кадра в таких камерах 55х55 мм), а снимая пятирублёвую монету (диаметр 25 мм), почти в 2 раза увеличиваете (масштаб почти равен 2:1).

          Если же вы хотите такой монетой заполнить по короткой стороне малоформатный кадр, масштаб будет равен 1:1, это означает съёмку в натуральную величину.

1.jpg (70131 bytes)

          Последний пример приведём с новой копейкой, упомянутой в заголовке статьи. Её диаметр 15 мм, и если её снимать на полный кадр 6х6, масштаб будет почти 4:1 (точно - 3,67:1), а если на полный (по короткой стороне) кадр 24х36 - масштаб будет 1,6:1, в обоих случаях монетка фотографируется с увеличением. Чтобы покончить с масштабами, предположим ещё, что такой негатив вы увеличиваете в 5 раз и делаете отпечатки соответственно 28х28 и 12х18 см. Изображение копейки также становится ещё в 5 раз больше, и окончательный масштаб возрастает до 20:1 (точно - 18,3:1) и до 8:1. 

           Представляете, каких увеличений можно добиться, проецируя хороший малоформатный слайд на большой экран? Но не обольщайтесь простотой математического манипулирования с масштабами.

          В макросъёмке в полной мере сохраняются ограничения, связанные с качеством (и в первую очередь с резкостью) изображения, которая закладывается при первоначальной съёмке. Сложностей здесь заметно больше, чем в других жанрах, о чём мы расскажем дальше.

          Да простят нам читатели эти прописные математические истины. Хотя в точных задачах макрофотографии без формул не обойтись, дальнейшие проблемы мы постараемся рассмотреть качественно без из лишней математизации, так сказать – на пальцах. Разъясним принципы, сопутствующие сложности, и пути их преодоления, предлагаемые современной техникой. Пути эти весьма многочисленны.

Оптические принципы и проблемы

          К собственно макрофотографии относятся снимки в масштабе примерно от 1:5 до 20:1, хотя чётких границ здесь нет. Вспомнив известную из школьного курса физики основную формулу линзы, нетрудно убедиться, что для получения больших масштабов нужно приблизиться к объекту, а для сохранения резкости на плёнке - отодвинуть её подальше от объектива. Будем танцевать от "базового" масштаба 1:1. Чтобы его получить, объект должен находиться на двойном фокусном расстоянии от объектива с одной стороны, а плёнка на таком же двойном фокусном расстоянии от объектива - с другой. Иными словами, для обычной малоформатной камеры (50 мм) её объектив должен быть отодвинут от плёнки на 100 мм и на это же расстояние приближен к объекту. Пока объектив "раскручен" меньше, вы снимаете с уменьшением и с расстояния 0,45 м имеете масштаб около 1:7-то, что можно получить обычным стандартным (штатным) объективом, наводящимся на эту дистанцию. Если перейти в область увеличений, картина становится "зеркальной": по мере роста масштаба расстояние от объектива до объекта всё более уменьшается, а до плёнки - увеличивается, то есть съёмка требует приближения к объекту почти вплотную при всё большем отдалении от плёнки.

          Эти обстоятельства влияют на такие фундаментальные параметры, как реальная светосила (реальное относительное отверстие), связанная с нею реальная экспозиция и глубина резко изображаемого пространства.

          Относительное отверстие объектива уменьшается, причём очень заметно. Для масштаба 1:1 в 4 раза, т.е. на две ступени диафрагмы. Это значит, что, установив на кольце диафрагмы значение 1,4, на деле реализуется всего 2,8, исходя из чего и следует устанавливать скорость затвора (выдержку), если этот процесс не автоматизирован, а производится вручную. Даже для масштаба 1:5 требуется полуторакратное увеличение выдержки, а для масштаба 5:1 уже 36-кратное! Вместо установленной по шкале диафрагмы "2" вы имеете относи тельное отверстие всего 1:12.

          Двадцатикратное увеличение объекта (20:1) требует теоретического удлинения выдержки в 440 раз, а на практике – ещё больше, так как при таких слабых освещённостях реальная чувствительность плёнок может заметно падать и ею нельзя пренебрегать, особенно для цветных фотоматериалов. (Поправки экспозиции при макросъемке.)

          Иными словами, на практике при макросъёмке, как правило, не хватает света и, чтобы остаться в пределах мгновенных выдержек, приходится прибегать как к высокочувствительным плёнкам, так и к добавочному освещению, обычно – электронным вспышкам.

          Следующая беда – катастрофическое сужение глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). Этот параметр не учитывается автоматикой камеры и должен определяться либо сложным расчётом, либо по таблицам (их можно найти в рекомендованной в конце статьи литературе).

          Конечно, она зависит от используемой диафрагмы, что требует ещё большего "зажатия" относительного отверстия вплоть до минимальных значений диафрагмы, не считаясь с и без того раздражающим недостатком света. Для малоформатной камеры (кружок рассеяния 0,03 мм) приведём такие примеры:

масштаб 1:5 f/1,5- ГРИП 3 мм

f/11-22 мм

f/22 - 44 мм;

масштаб 1:1 f/1,5-ГРИП 0,2 мм

f/11 -1,6мм

f/22 - 3,2 мм;

масштаб 5:1 f/1,5-ГРИП 0,02 мм

f/11 -0,17мм

f/22 - 0,34 мм;

масштаб 10:1 f/1,5-ГРИП 0,01мм

f/11-0, 07 мм

f/22-0,15 мм.

          Иными словами, глубины резко изображаемого пространства почти нет, какие-то доли миллиметра! Это ещё приемлемо, когда объект почти плоский (монета, почтовая марка), но каково бывает при съёмке вполне объёмного сюжета вроде стрекозы, бабочки, друзы кристаллов или изящного ожерелья?

Аппаратура

          Мир фотографии - это почти абсолютное царство однообъективных зеркальных камер. Возможность точной кадрировки и визуального контроля резкости - вот их наиболее принципиальное удобство, избавляющее фотографа от необходимости скрупулёзно мучительного отмеривания линейкой дистанций наводки и степени выдвижения объектива. В современных моделях экспозиционная автоматика камеры взяла на себя и проблему правильной экспозиции, замеряя через объектив (TTL) реальную освещённость в плоскости плёнки, уже отрешённую от чисел на шкале диафрагм и масштабов изображения.

          Это не значит, что другими камерами снимать крупным планом нельзя. Законы оптики остаются теми же, но удобство работы теряется безвозвратно. Лишь достаточно примитивные приспособления перекидных планок, вроде "усиков" и "фоккадов" ("фокусировка и кадрировка"), позволяли кое-как работать Зоркими и ФЭДами. В старых фотосправочниках можно найти наряду с полезными таблицами глубины резкости и дополнительных выдвижений объектива практически потерявшие смысл описания таких самоделок. Как ни парадоксально, из старинных камер для таких съёмок больше всего подходят "гармошки" типа Фотокора с наводкой по матовому стеклу. Рекламируемые в те времена двойные и тройные растяжения меха, а также существование сменных объективов позволяли гибко менять масштабы и следить за красотой будущей картинки, скрывшись под чёрным покрывалом, спасающим глаза от постороннего света. В макрофотографии большой формат имеет свои преимущества, и стационарные профессиональные установки для таких съёмок до сих пор оснащаются подобным мехом.meh.jpg (9711 bytes)

          Мех, впрочем, входит в систему для съёмок крупным планом у любой фирмы и называется удлинительным мехом. Это наиболее удобная, хотя и относительно громоздкая вставка между объективом и корпусом камеры, позволяющая плавно изменять расстояние между ними и этим варьировать масштаб kol.jpg (13906 bytes)изображения, а также фокусировать его. Ту же роль играют удлинительные кольца, они компактные, но лишены "плавности". С ними можно обеспечить лишь дискретные значения выдвижения объектива, в некоторой степени корректируемые вращением кольца наводки на резкость. Кольца обычно выпускаются комплектами (3-4 шт. разной длины) вместе с таблицами, облегчающими их использование. Большинство современных колец сохраняет автоматику действия диафрагмы объектива, что очень существенно облегчает наводку на резкость. В случае меха для сохранения яркости картинки в видоискателе приходится пользоваться двойным спусковым тросиком: сначала он закрывает диафрагму, а затем спускает затвор.

          Имея кольца или мех, макросъёмку можно вести обычным объективом, чаще стандартным, или небольшим телевиком. Это, пожалуй, минимальный набор, пригодный для любительских целей. Для нашего времени он не оптимален. В первую очередь из-за оптики. Дело в том, что обычные фотообъективы рассчитываются таким образом, чтобы обеспечивать наиболее высокое качество изображения при съёмке удалённых предметов, т.е. в малом масштабе.

          По мере увеличения масштаба всё сильнее сказываются неисправленные аберрации, теряются резкость и контраст, что особенно заметно по краям кадра. Один из выходов - перевернуть объектив задней линзой к объекту съёмки, для чего служит отдельное оборачивающее кольцо. Оно вкручивается в резьбу для фильтров, а другим концом вставляется в мех или кольца. Этот приём улучшает дело и рекомендуется примерно с половинного масштаба. В зоне увеличений перевёртывание почти обязательно, так как даже самые маленькие диафрагмы не спасут положение.

          Но гораздо рациональнее приобрести специальные макрообъективы, вроде отечественного МС Волна-9 50 мм f/2,8. Макро оптика создана именно для съёмок крупным планом, хотя отлично работает и на "бесконечности", то есть вполне заменяет стандартную в обычной фотографии. Специализация несёт и другие преимущества: объектив "раскручивается" до очень коротких дистанций (как пример - 24 см) и даёт без всяких дополнительных приспособлений масштаб 1:2, а нередко и 1:1. Кроме привычных шкал он имеет ещё шкалу масштабов и конструктивную глубокую бленду, защищающую переднюю линзу от боковых лучей.

          Макрообъектив - очень ценное приобретение, если вы снимаете крупным планом много и всерьёз, но его не следует путать с другими типами объективов, у которых также рекламируется положение "Макро". Обычно это зумы, которые на определённом значении фокусного расстояния имеют дискретное положение для съёмки ближе кратчайшей дистанции шкалы расстояний с очень умеренным масштабом 1:4 или около того. Это не настоящая макрооптика, так как дополнительной оптической коррекции в этом случае, как правило, не имеется. Однако на практике изображение по качеству прилично и бабочка на цветке получается без всяких дополнительных усилий. Отметим кстати, что при больших увеличениях (5:1 и больше) макрообъектив также следует перевернуть задней линзой к объекту. (Таблица сравнительных  характеристик макрообъективов основных производителей).

          Описание аппаратуры окажется неполным, если не упомянуть о насадочных линзах. Это несколько другой подход к решению вопроса. Положительная линза, ввинченная вместо фильтра, уменьшает фокусное расстояние объектива, что при прежних пределах его "раскрутки" соответствует как бы большему удалению от плёнки и, следовательно, более крупному масштабу съёмки. Главное достоинство насадочных линз - возможность использования на камерах с несменным объективом, когда между ним и камерой нельзя поместить никакого удлинительного приспособления.

          Такие линзы делались для Любителя и Смены, они рекомендуются и для высококлассных аппаратов - Nikon, Canon, двухобъективного Rolleiflex, Contax и т.п. Насадочные линзы, если они не рассчитаны специально для данного объектива, очень заметно ухудшают качество изображения, и тем сильнее, чем больше их оптическая сила. Поэтому заводские линзы относительно слабы (до +2 диоптрий) и иногда делаются склеенными ахроматическими. Заметно приблизиться к объекту позволяют сильные линзы (до +10 диоптрий), однако для серьёзных работ они непригодны.

          В практике одного из авторов прекрасным приобретением для макросъёмки оказался семилинзовый японский двукратный телеконвертер с большим ходом раскрутки, имеющий специальное обозначение "Макро". Расположенный между камерой и объективом, он удваивает фокусное расстояние последнего и, кроме того, позволяет настолько отодвинуть его от камеры, что со стандартной оптикой достигается возможность снимать в натуральную величину. Здесь пришло время отметить главное преимущество больших фокусных расстояний при съёмке вблизи: хотя растяжение меха приходится увеличивать, между объектом и объективом расстояние также растет. Бабочку на цветке вряд ли удастся снять крупно объективом 50 мм, она просто испугается и улетит, так как к ней придется приблизиться на расстояние в несколько сантиметров. В съёмках живой природы всегда предпочтительнее макрообъектив 200 мм, чем 50 мм, и удвоение фокусного расстояния любого сменного объектива, даваемое телеконвертером (штатник превращается в "сотку"), является благом. Заметный минус - дополнительная потеря светосилы, присущая всем конвертерам.

          Ещё одна проблема - дополнительные источники света. Для макросъёмки выпускаются специальные кольцевые вспышки, располагающиеся вокруг передней линзы объектива. Они дают равномерное, иногда даже бестеневое освещение и могут управляться экспозиционной автоматикой современных зеркалок. Но применимы и другие варианты: в студии лампы накаливания или волоконные осветители, в походных условиях - маломощные (чтобы не было пересветки при очень близко расположенных объектах) блицы, располагаемые на кронштейнах сбоку от объектива. Приходится следить, чтобы детали камеры не затеняли снимаемое пространство и чтобы характер светового рисунка соответствовал задуманному. Освещение в макросъёмке - задача очень творческая. Хотясуществуют многие уже опробованные приёмы (некоторые из них взяты из фотомикрографии, например, съёмка в тёмном поле или в проходящем свете), собственным поискам фотографов здесь нет пределов. Причём особенности самих объективов определяют критичную роль выбранных осветительных решений. Попробуйте при случае фотографировать обычную монету в скользящем свете, меняя направление основного пучка, затем в рассеянном свете, наконец - при смешанном. Результат поразительный - как будто вы имеете дело с совсем разными предметами. Или трудности съёмки прозрачных кристаллов, драгоценных камней, ювелирных изделий... В каждом случае свои проблемы и свои решения, подчас просто невозможные в обычной фотографии. Наиболее яркий и цветастый пример - работа в поляризованном свете, когда обычная линейка из оргстекла превращается в радугу фигур, раскрыва ющих внутренние напряжения. Специальные гибкие точечные осветители из оптических волокон, узконаправленные фонарики, осветители для микроскопии с регулируемым характером пучка наряду с привычными схемами обычной съёмки порознь и в совокупности находят самые неожиданные применения в творческой макрофотографии.

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги...

          Даже чёткое представление о принципах и методах макрофотографии, сопровождаемое десятками формул и таблиц и самой совершенной автоматикой профессионально дорогой зеркалки, не снимет неожиданных трудностей и неудач, преследующих фотографа на старте практической работы. Именно при съёмке в крупных масштабах на каждом этапе убеждаешься, что фотографическая техника должна быть очень точной, поистине микронной техникой.

          Первое, решающее для резкости снимка требование - устранить любые возможные сотрясения камеры в момент экспозиции. Опасность "смазки" изображения возрастает пропорционально увеличению масштаба и гораздо более существенна, чем в обычной фотографии. Если используется штатив, он должен быть массивным и максимально устойчивым. И даже в этом случае в стационарных условиях целесообразно перед съёмкой блокировать зеркало в верхнем положении, чтобы устранить толчок от его срабатывания (не все камеры имеют такую возможность). Спускать затвор лучше дистанционным спуском (тросиком) или автоспуском. Освещение вспышкой не только создаёт достаточный уровень, но и обеспечивает предотвращающую "смазку" кратковременность. Насколько критична эта опасность, показывает обширная практика. При съёмке деталей электронных микросхем увеличением в 30 раз (30:1) потерю резкости вызывала даже вибрация от работающего в доме лифта, а "стук" шторного затвора на выдержке В пришлось убрать включением на нужное время всей осветительной схемы.

          Второе требование - точность перемещения и надёжность фиксации всех подвижных частей фотоустановки. Ничтожные – в доли миллиметра - перемещения объектива роковым образом расфокусируют изображение, а при точной кадрировке сдвиг объекта на полсантиметра способен вообще вывести его из поля зрения. У серьёзных фирм все подвижки оборудования (мех, фокусировочные рельсы, предметные столики) выполнены на микрометрических винтах с надёжной безлюфтовой фиксацией.

          Столь же прецизионны специальные лабораторные установки для макрофотографии, причём в качестве их составных частей используются готовые элементы микроскопов (препаратоводители, тубусы, конденсорные системы и т. п.). Вообще уже устоявшийся набор деталей для макрофотографии включает не только кольца, мех и насадочные линзы, но и рельсы для создания своего рода оптической скамьи, столик с просветным основанием, вертикальный стенд для надёжного крепления и для удобного перемещения камеры, держатель для копирования слайдов, пистолетные ручки, необходимые в натурных условиях, и много других полезных приспособлений.

          Третье требование - обеспечение самой тщательной наводки на резкость. Если вспомнить, что это, как правило, происходит в условиях явно недостаточной освещённости, трудности этого этапа не следует недооценивать. Специальные фокусирующие экраны особо тонкой матировки или с прозрачным центром помогают, если в зеркалке предусмотрена их смена. Хорошая окулярная лупа или сменный видоискатель с большим увеличением часто просто необходимы. И, наконец, окуляр следует подстроить под ваше зрение, иногда для этого требуются дополнительные корректирующие линзы.

          Итак, для максимального устранения возможности неудач и гарантии качественных результатов хочется сформулировать главное требование: по мере возможности используйте специализированное и качественное оборудование, не экономя на его стоимости. Камера должна отображать полный кадр (многие Зениты с их 75% поля кадра в видоискателе можно считать весьма ограниченно пригодными), иметь TTL-автоматику экспозиции, широкий диапазон выдержек, сменные видоискатели (или хотя бы фокусировочные экраны), предварительный подъём зеркала, дистанционный спуск - это требования к профессиональной модели. Из оптики нужно использовать в первую очередь объективы типа "макро". А дополнительные приспособления должны быть настолько качественными, чтобы не губить изображение после его нелёгкой и трудоёмкой настройки. Ясно, однако, что эти максимальные требования нужны в первую очередь при профессиональной работе, и что первые любительские шаги можно успешно сделать с любой имеющейся у вас зеркалкой и комплектом удлинительных колец для неё.

Кто чем богат

          Различное оборудование для макросъёмки выпускают все производители фотоаппаратуры, но количество и "ассортиментный перечень" его у разных систем заметно отличаются. Например, Canon для своих EOS'OB выпускает три макрообъектива, удлинительные кольца, насадочные линзы и кольцевую вспышку. Самый доступный объектив - "полтинник" - обеспечивает половинное увеличение (1:2), для съёмки в натуральную величину к нему необходимо докупить специальный конвертер. Объектив 100 мм даёт масштаб 1:1 без дополнительных приспособлений. Третий объектив с фокусным расстоянием 180 мм относится к серии "L" и малодоступен по цене для большинства фотографов. Однако для серьёзной макросъёмки с большими увеличениями система EOS подходит плохо: мех, оборачивающие кольца и прочие принадлежности существуют только с байонетом Canon FD (неавтофокусным). Это значит, что для занятий макросъёмкой нужно иметь не только адаптер FD-EOS, но и какой-нибудь объектив с байонетом FD, не стыкующийся с камерой напрямую. Это, на наш взгляд, нерационально.

          Самая обширная номенклатура макро оборудования выпускается Никоном. Благодаря общности байонета использование любых комбинаций меха (к нему существует дополнительный удлинитель), оборачивающих и удлинительных колец технических трудностей не вызывает. Производятся также насадочные линзы и кольцевая вспышка. Из восьми автофокусных и неавтофокусных объективов один - "медицинский" Nikkor 120 мм - имеет встроенную вспышку.

         Minolta и Pentax также выпускают макрообъективы, кольца и линзы. Причём подобрать макропринадлежности к Пентаксу проще из-за широкой распространённости байонета К (который имеют и Зениты последних моделей).

          Макрообъективы делают и все независимые производители оптики, причём если достоинства их "бюджетных" зумов нередко весьма спорны, макрооптика всем удаётся неплохо. С точки зрения доступности здесь лидирует Soligor 100 мм, выпускающийся в автофокусном и неавтофокусном вариантах для всех основных систем.flash.jpg (17346 bytes)

          Кстати, для серьёзных занятий макросъёмкой, особенно с большими увеличениями, окажется полезным выпускаемое тем же Солигором устройство МА-90, позволяющее точно контролировать пространственное положение закрепленной на штативе камеры.

          На прилавках можно найти большое количество различных удлинительных колец, макротелеконвертеров и насадочных линз разных производителей. Все эти принадлежности позволяют добиваться приемлемых результатов, но не лишены недостатков. Удлинительные кольца и макротелеконвертеры ставят объектив в нерасчётный режим работы. Насадочные линзы требуют значительного диафрагмирования из-за угрозы сильной краевой нерезкости.

          В последнее время выпускаются ахроматические насадочные линзы (состоящие из двух линз), которые достаточно дороги, но практически не ухудшают качество изображения.

          В заключение расскажем о новинке, представленной на последней Фотокине малоизвестной у нас японской фирмой Goko Camera.

          Откликнувшись на общий рост интереса к макросъёмке и стремясь сделать её общедоступной, фирма сначала представила фикс-фокусную компакт-камеру с макрорежимом (дистанция съёмки 10 см!), а затем разработала специально предназначенную для макросъёмки компактную камеру MacromaX в двухmacromax.jpg (10940 bytes) вариантах: НМВ-135 для обычной плёнки и НМВ-240 для плёнки APS. Камера представляет собой корпус с программной экспозиционной автоматикой, к которому крепятся сменные блоки, состоящие из объектива и двух боковых вспышек (они могут работать по отдельности и вместе). Блоки позволяют фотографировать с постоянным увеличением 1:2, 1:1, 2:1 или 4:1. К блокам спереди крепятся кадрирующие рамки, облегчающие "прицеливание". Такая система может быть интересна не только для любителей макросъёмки, но и для учёных, врачей, сотрудников правоохранительных органов. По сути дела она представляет собой упрощённый, "бюджетный" вариант уникальной камеры Yashica Dental-Eye III - зеркалки на базе корпуса от Contax и жёстковстроенного макрозум-объектива со встроенной же кольцевой вспышкой.

          И в заключение - о грустном. Вызывает сожаление тот факт, что отечественные производители не уделяют макросъёмке (и её любителям) должного внимания. Отличный объектив Волна-9, одна из немногих безусловных удач советской оптической промышленности, был снят с производства как не пользующийся спросом! Те, кому он не достался, пытаются найти его с рук, хотя шансы невелики...

Что читать о макрофотографии?

Этому жанру, как достаточно специфическому для любительской практики, были посвящены многочисленные руководства. Если вы хотите всерьёз заняться съёмкой с близких расстояний, ознакомиться с ними просто необходимо, вот главные (но не единственные) из них:

Ошанин С.Л., Танасийчук В.Н. Макросъёмка в природе: Массовая фотографическая библиотека. М.: Искусство, 1973.

Миненков И.Б. Макрофотография. М.: Искусство, 1960.

Штампф Г. Практика фотографии. Киев: Гостехиздат, 1963 (пер. с нем.).

Блейкер А. Применение фотографии в науке. М.: Мир, 1980 (пер. с англ.).

Кудряшов Н.Н., Гончаров Б.Д., Классов Н.К. Специальные виды фотосъёмки

(макро, микро и стереофотосъёмка): Библиотека фотолюбителя. Вып. 5. М.: Искусство, 1955. Изд. 2,1959.

Справочник фотолюбителя / Под ред. Е.А.Иофиса, В.Ч.Пелля. М.: Искусство, 1961.

Яштолд-Говорко В.А. Фотосъёмка и обработка. М.: Искусство, 1965.

Axel Bruck. Close-Up Photography in Practice. London: David and Charles, 1984.

W. Wurst. Exakta Kleinbild-Fotografie. - Halle (Saale): Wilhelm Knapp Verlag, 1959.

G. Fiedler. Exakta Makro and Mikro-Fotografie. Halle (Saale): Wilhelm Knapp Verlag, 1954.

V. Perelli. Macro-Micro photographie. Milano: Progresso fotografico, 1964.

 

Андрей Шеклеин, Владимир Самарин

 

Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

 

ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru

Rambler's Top100 Service