InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ФОТОСЪЕМКА ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

ПОВЕРХНОСТНЫЙ ОБЗОР ТЕМЫ

Д. А. Константинов

Журнал-каталог "Потребитель. Фототехника-видеокамеры" № 11\1999

1_18_3.jpg (26965 bytes)

Использованы материалы книг Фотографирование диких животных и природы, Майкл Фримен; Canon Lens Work II, "Птицы перед микрофоном и фотоаппаратом" А.С. Мальчевский, Э.Н. Голованова, Ю.Б. Пукинский и некоторые свои наблюдения.

Подписи к иллюстрациям расположены в конце статьи.

herta1p.gif (61 bytes)

ВВЕДЕНИЕ

          Фотосъемка животных в условиях дикой природы, в отличии от других направлений фотографии “не технологична”, ее основам невозможно научиться на курсах или по книжкам. Совершенствование фотографической техники, ее современная оснащенность и рекламные ухищрения фирм-производителей легко вводят в заблуждение. Кажется, что достаточно потратить 1-2 тысячи долларов на оборудование и через годик можно будет устраивать персональную выставку. Увы, это далеко не так. А уж в фотоанималистике и подавно. Во первых такой маленькой суммой обойтись не удастся, а во вторых фотосъемка животных требует не столько наличия профессиональной съемочной аппаратуры и навыков ее эксплуатации, сколько глубокого знания объектов съемки. Но несмотря на очевидные сложности этого направления, фотоанимлистика неуклонно совершенствуется.

          В последние годы фотоаппарат стал одним из основных “научных приборов” натуралиста. Он фиксирует особенности поведения и повадки животных, то есть проникает в такие области, где раньше было трудно обойтись без весьма сложной методики и специальных знаний. Электронные вспышки, устройства фотофиниша и приборы дистанционного управления позволили изучить аэродинамику колебаний крыльев насекомых, способы охоты летучих мышей и раскрыть многие тайны скрытных ночных животных. Такое оборудование имеет узкоспециальное назначение, однако оно открыло новую страницу в изучении естественной истории.

          Пользуясь последними достижениями техники, большинство фотографов может работать с объектами, о которых они и не помышляли несколько десятков лет назад. Привод от электродвигателя, необходимый для быстрой съемки серий, насыщенных динамикой, почти всеми уже считается обычной принадлежностью фотографа, а современные переносные электронные вспышки повысили эффективность и надежность крупноплановых и ночных съемок. Фотоохотникам теперь уже недостаточно зафиксировать на пленке то или иное животное. Они ищут интересные подробности: будь то редкие особенности поведения, драматические эпизоды, необычную композицию и гармонию в макросъемке.

          Тема диких животных, как объекта съемки безгранична. Она охватывает все — от охоты тигра до портретов обитателей ближайшей лужи. Любому фотографу здесь хватит материала и новизны открытий на всю жизнь.

ОБОРУДОВАНИЕ

          Одна из отличительных черт съемки животных заключается в сильном влиянии, которое оказывает объект на работу фотографа. Выбор методики почти полностью зависит от поведения животного и особенностей местности. Многие существа весьма осторожны и не подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тогда фотограф вынужден пользоваться телеобъективом. Некоторых животных можно сфотографировать только из укрытия, поэтому возникает необходимость устраивать засады, а порой пользоваться и дистанционным управлением.

          В первых печатных работах, посвященных данному предмету, большое внимание уделялось фотоаппаратам, изготовленным на заказ, осветительному оборудованию, приборам дистанционного управления. Вероятно, это главным образом и отпугивало новичков. Теперь большая часть технических ограничений исчезла благодаря быстрому совершенствованию фотооборудования. Нужда в специальных приборах есть и сейчас, однако фотоаппараты, объективы, осветительные и вспомогательные устройства, выпускаемые сегодня для профессионалов и фотолюбителей, отвечают большинству требований, которые предъявляет съемка природных объектов. Теле- и макрообъективы вошли в обиход фотографов, а TTL-согласованные вспышки упростили проблему освещения. Вопрос о том, насколько важно качество и количество оборудования в фотографии, вызывает много споров. Конечно, бывают случаи, когда без специальных приспособлений не обойтись, да и вообще вся фотография основана на применении техники. Однако первоклассное оборудование нередко становится самоцелью. Многие подменяют интерес к достижению высокого уровня выразительности снимка страстью к высокому уровню его технического исполнения, зачастую не замечая разницы. Преклонение перед техникой заслоняет для них истинную цель фотографии - создавать гармоничные и познавательные картины окружающего нас мира. Единственно важным результатом следует считать окончательный отпечаток или диапозитив, в оборудовании же следует видеть лишь полезное средство для его создания.

Фотоаппараты

          В съемке животных выбор объектов столь широк, а стилистика столь разнообразна, что можно найти применение практически всем видам фотоаппаратов. Подбирать фотоаппарат по формату пленки следует в зависимости от вида предстоящих съемок. Например, фотоаппараты для 35-миллиметровой пленки как нельзя лучше подходят для оперативной съемки - они легки и фотографировать ими можно очень быстро. По этой причине они стали пользоваться наибольшим спросом фотолюбителей и, естественно, именно их стремились усовершенствовать в первую очередь. Еще одно преимущество малого формата пленки - большая глубина резкости. Это позволяет четко сфокусировать одновременно передний и задний планы в пейзажных снимках, а также имеет важное значение для макрофотографии.

          Форматная пленка — ровесница самой фотографии. Первые фотоаппараты были рассчитаны на фотопластинки с одним кадром довольно большого формата(9х12 см, 18х24 см). Современные фотоаппараты, рассчитанные на фокусировку по матовому стеклу, мало чем отличаются от них по конструкции, в общем-то простой и незамысловатой. Фотоаппарат с фокусированием по матовому стеклу, будь то старинный “дорожный” аппарат из красного дерева и латуни или современная студийная модель на оптической скамье, в принципе представляет собой светонепроницаемый складной “ящик” с объективом спереди и держателем пленки сзади. К этому сводится устройство и других фотоаппаратов, но в данном случае была намеренно сохранена простота системы. Нет конструкции более неприхотливой и гибкой. Если необходимо показать объект во всех подробностях, когда важна обстоятельность, а не быстрота реакции, фотоаппарат с фокусированием по матовому стеклу незаменим. Правда сложность в обращении делают его почти непригодным для съемки подвижных объектов.

          Катушечная пленка (тип 120) используемая в среднеформатных аппаратах (с кадром 6х4,5, 6х6 или 6х7 см) составляет нечто среднее между пленкой 35 мм и форматной пленкой. Фотоаппараты, предназначенные для нее, не менее легки в использовании, чем 35-мм модели, и вместе с тем их большой формат позволяет запечатлеть объект более детально. “Хассельблад”, самый знаменитый из всех современных фотоаппаратов для катушечной пленки, был сконструирован специально для съемки животных и природы с намерением соединить в нем сравнительно большой формат площади изображения (почти в четыре раза больше, чем у пленки 35 мм) с несомненными достоинствами зеркального фотоаппарата для 35-мм пленки и последними достижениями в области производства высокочувствительной фотопленки. Но появление цветных обращаемых пленок с чрезвычайно мелкой зернистостью, например Kodachrome или Fujychrome Velvia, позволяет при благоприятных условиях получить на пленке 35 мм изображение, где можно добиться не меньшей проработки в деталях, чем на кадре 6х6 см (при размерах отпечатка не более А4). К тому же, если раньше было трудно получить качественное воспроизведение с 35-мм диапозитива в книгах и журналах, то сегодня, благодаря современному полиграфическому оборудованию, 35-мм фотопленка вошла у профессионалов в разряд стандартных.

При выборе модели фотоаппарата, помимо его формата большое значение имеют встроенные функции и совместимость с дополнительными устройствами (TTL-совместимые вспышки, дистанционное управление, и пр.). Такие узкие направления, как фотосъемка птиц и насекомых в полете, а также использование фотокапканов практически неосуществимы без применения устройств фотофиниша. Принцип работы этих устройств достаточно прост. Затвор фотоаппарата автоматически срабатывает, когда объект прерывает инфракрасный луч (Canon), или попадает в зону активного автофокуса (Nikon).

Использование фотоаппаратов

Фотосъемка Зеркальная

35 мм камера

Ср.форматная

камера

Круп. Форматная

камера

Устройство

фотофиниша

TTL

вспышки

С подхода (скрадывание) +++ + - - +++
Из укрытий +++ +++ - - +++
Ночная +++ ++ - + +++
Птицы в полете +++ + - ++ +++
Насекомые в полете +++ + - +++ +++
Макрофотография +++ ++ ++ - +++
Местообитания (биотопы) + ++ +++ -

 

ОБЪЕКТИВЫ

          Качество фотографического изображения в конечном счете зависит от качества объектива и пленки. Из всех видов оборудования объектив требует особой тщательности при выборе и эксплуатации. Все хорошие фотоаппараты имеют сменную оптику, что позволяет для любого вида съемки подобрать объектив с нужными свойствами.

Разрешающая способность

          Каждый объектив дает круглое изображение, наиболее резкое в центре и расплывчатое по краям. Ясно, что диаметр круга для получения резкого поля изображения должен быть равен хотя бы диагонали кадра. Так, объектив аппарата на 35 мм имеет поле изображения не меньше 43 мм (размер кадра по диагонали). У объектива аппарата 6х6 см более высокая разрешающая способность — диаметр изображения не меньше 85 мм.

          Разрешение окончательной фотографии зависит от трех факторов: разрешения объектива, разрешения пленки и разрешения конечного отпечатка. Цифровая величина, используемая для выражения разрешающей способности объектива, лишь указывает на степень возможного разрешения и не показывает ясность или контрастность разрешения. Обычно говорят о разрешении, выражаемом в цифровом измерении, таком, как 50 линий или 100 линий. Эта цифра указывает на число линий на миллиметр самой мелкой черно-белой линейной диаграммы, которая может быть ясно зафиксирована на пленке. 

Фокусное расстояние

          Фокусное расстояние, которое обычно дается в миллиметрах, показывает, насколько полученное изображение удалено от объектива. Так называемый “стандартный” объектив имеет фокусное расстояние, близкое к диагонали кадра (43 мм округляются до 50 для 35-мм пленки, 85 мм для 6х6 см), и угол зрения примерно такой же, как у человеческого глаза. Это субъективное сравнение, поскольку глаз человека видит детали иначе, нежели фотоаппарат, но по изображению перспективы и разрешающей способности стандартный объектив приблизительно соответствует нашему зрению. Длиннофокусные объективы имеют меньшие углы зрения и тем самым увеличивают изображение. С их помощью можно фотографировать животных, с относительно больших расстояний. Конструкторские новшества позволили сократить длину длиннофокусных объективов. В телеобъективах собирательные и рассеивающие элементы сокращают путь, проходимый светом внутри объектива, и изображение фокусируется ближе к пленке. А в зеркальных объективах световая дорожка “складывается” с помощью зеркал. Короткофокусные объективы дают обратный эффект: размер изображения уменьшается за счет увеличения угла зрения. Поэтому их называют широкоугольными. При фотографировании объективами “рыбий глаз”, которые имеют угол зрения до 180°, наблюдается ярко выраженное искривление всех линий по краям кадра. Так называемая бочковидная дисторсия.

Светосила

          Животных практически не снимают на открытой диафрагме, но фотографу анималисту часто приходится работать в сумерках и под пологом леса, а поскольку яркость “картинки” в видоискателе камеры напрямую зависит от светосилы используемого объектива становится очевидной важность этой характеристики.  

Стандартный набор объективов.

          Выбор объектива часто зависит от особенностей поведения животного, которого вы собираетесь снимать. Большинство млекопитающих и птиц редко подпускают к себе человека на близкое расстояние, и тут полезен длиннофокусный объектив, увеличивающий изображение, а общие планы и местообитания животных удобнее всего снимать широкоугольными объективами. Мелких зверей в природе все же больше, чем крупных, поэтому фотографы часто прибегают к крупноплановым съемкам специальным макрообъективом. Эти три объектива — длиннофокусный, широкоугольный и макрообъектив — должны составлять основу снаряжения фотографа-анималиста.

Длиннофокусные объективы

          Это “рабочие лошади” натурных съемок фауны, и их следует использовать при фотографировании всех видов животных, кроме самых мелких. Всякий объектив с фокусным расстоянием в два с лишним раза длиннее обычного принято считать длиннофокусным, но чем больше фокусное расстояние, тем выше должно быть качество объектива.

          Длиннофокусным объективам свойственны три важных качества. Во-первых, они увеличивают изображение. У объектива 200 мм, установленного на аппарате с пленкой 35 мм, фокусное расстояние в четыре раза больше, чем у стандартного объектива 50 мм, поэтому и масштаб изображения на пленке будет в четыре раза крупнее. Соответственно кратность длиннофокусного объектива легко рассчитать разделив фокусное расстояние на 50 (так объектив с фокусным расстоянием 300мм имеет 6-ти кратное увеличение). Для фотографа, который пытается подобраться к настороженному животному, это самое ценное свойство объектива — он приближает объект съемки.

          Сверхдлиннофокусный объектив, скажем, 600 мм при формате пленки 35 мм увеличивает масштаб изображения в 12 раз. Однако самые “мощные” длиннофокусные объективы не всегда самые удобные. Из-за веса и громоздкости ими трудно пользоваться без твердой опоры — как правило, ею служит штатив, — а их максимальные относительные отверстия часто так малы (всего 8 или 11), что не всегда можно установить достаточно короткую выдержку для четкой передачи перемещающегося животного. К тому же, увеличивая изображение, длиннофокусные объективы делают более заметными и его недостатки. Они бывают связаны не только с вибрацией аппарата, которой трудно избежать при тяжелом объективе, но и с оптическими качествами самого объектива. Лишь некоторые разновидности сверхдлиннофокусных объективов могут сравниться с обычным объективом по резкости изображения, но стоимость их очень высока.aves.jpg (27888 bytes)

          Вторая особенность длиннофокусных объективов — способность выделить объект из окружения, что, без сомнения, очень важно, если животное находится среди густой, отвлекающей внимание растительности. Это становится возможным не только благодаря маленькому углу зрения (5° по горизонтали изображения для объектива 400 мм при формате пленки 35 мм), но и потому, что глубина резкости у него меньше, чем у обычного объектива. Когда на объективе 400 мм устанавливается минимальная величина диафрагмы, глубина резкости весьма ограничена, а при максимально открытой диафрагме глубина резкости составляет совсем узкую полоску. Все видимое пространство перед объектом и позади него находится не в фокусе, это и способствует тому, что животное отчетливо выделяется из окружения.

         Третья особенность непосредственно связана с малой глубиной резкости и имеет особое значение для фотографирования животных. Поскольку объекты, находящиеся поблизости, оказываются не в фокусе и получаются размытыми, то можно вести съемку сквозь тонкую завесу растительности почти без помех для изображения. Кроме того, за кустами и ветвями деревьев удобно прятаться во время съемки “с подхода”.

В настоящее время выбор длиннофокусных объективов крайне широк и что бы разобраться в нем требуются определенные усилия. Практически всю информацию можно найти в Интернете, но она разрозненна. Обзорных статей нам известно две: Telephoto Zoom lenses and Teleconverters, Telephoto lenses for the Canon EOS system.

Широкоугольные объективы

          При фотографировании животных широкоугольными объективами обычно не пользуются, но с их по мощью можно делать панорамные снимки их местообитаний с достаточной глубиной резкости, при которой и передний, и задний план оказываются в фокусе. Хороши они и в тех случаях, когда необходимо показать объект как часть окружающей среды, например расположение гнезда или группу пасущихся копытных.

          Самые “мощные” из широкоугольных объективов приводят к сильным искажениям и способны решительным образом изменить изображение. Объективом “рыбий глаз”, например, можно делать поразительные по своей необычности снимки, но пользоваться им следует с осторожностью.

2_23_3.jpg (17807 bytes)Макрообъективы

          Большинство объективов устроено так, что наиболее отчетливое изображение получается при фокусировке от 0,5—1 метра до величины, приближающейся к бесконечности. На очень коротком расстоянии оптические элементы объектива приходится отодвигать от пленки так далеко, что наведение на фокус обычным способом становится невозможным. Отчасти поэтому для большинства объективов установлено минимально короткое расстояние фокусировки. Обычный объектив 50 мм фотоаппарата для 35-мм пленки нельзя навести на фокус на расстоянии менее 30 см от объекта, а у объектива 300 мм этот предел может составлять свыше 4 м. Оптическая система макрообъективов специально предназначена для фотографирования на близком расстоянии. Их свойства проявляются лучше всего именно при съемке объекта расположенного на близком расстоянии. Для съемки природы и животных такие объективы незаменимы. К тому же они отлично работают и на других расстояниях вплоть до бесконечности.

          Заметим, что большинство макрообъективов имеют фокусные расстояния 50 – 150 мм. Макрообъективы с фокусным расстоянием больше 50мм позволяют увеличить допустимую дистанцию между объективом и объектом съемки. Это особенно пригодится при фотографировании мелких зверей, которых может вспугнуть приближение человека. Кроме того, в снимках появляется интересная перспектива.

Другие объективы.

          Для съемки природы и животных в большинстве случаев можно обойтись тремя наиболее подходящими объективами: длиннофокусным, широкоугольным и макрообъективом. Однако находится применение и для других объективов. Некоторые из них прочно обосновались в арсенале фотографа, иные же имеют специальное назначение и используются редко. Они, как правило, стоят дорого, поэтому, прежде чем приобрести их, нужно хорошенько подумать. Рассмотрим основные типы таких объективов.racofor.jpg (16774 bytes)

Стандартные объективы

          Стандартный (штатный) объектив обеспечивает такую перспективу и угол съемки, которые не кажутся необычными или нарочитыми. Если объект легко доступен и не слишком мал и его нужно просто сфотографировать, то, естественно, выбирают стандартный объектив. Он отлично подходит для работы в студии и для съемки статичных объектов в полевых условиях.

          “Нормальным” фокусным расстоянием для пленки любого формата обычно считают диагональ кадра, хотя это и не является твердым правилом. Для формата 35 мм нормальное фокусное расстояние — 43 мм (округленное до 50 или 55 мм), для 6х6 см — 85мм, для 6х7 см — 92мм, для 9х12 см — 300мм и т. д. Подыскивая объектив со стандартным фокусным расстоянием, следует учитывать высокое качество большинства макрообъективов, которые имеют фокусное расстояние, близкое к стандартным. Многие профессионалы в качестве “штатных” пользуются макрообъективами с “нормальным” фокусным расстоянием.

“ Зум-объективы ”

           У “зум-объектива” переменное фокусное расстояние, он может заменить сразу несколько объективов. Например, “зум-объектив” 70—300 мм одновременно обладает свойствами чуть увеличенного стандартного и длиннофокусного объективов, включая все промежуточные величины. Заметим, что при изменении фокусного расстояния не требуется дополнительного наведения на фокус, а это очень удобно для работы в полевых условиях.

          Переменное фокусное расстояние часто позволяет построить кадр точно по желанию фотографа, но у “зум-объективов” есть недостатоки — пропуская меньше света, они уступают в светосиле объективам с фиксированным эквивалентным фокусным расстоянием, а также сильно проигрывают им в резрешении.

Объективы для ночной съемки

          Полезен еще один объектив, предназначенный для съемки в условиях чрезвычайно плохой освещенности. Максимальное относительное отверстие “ночных” объективов очень велико—обычно 1,2 — таким образом, они обладают большой светосилой. Эти объективы часто снабжены асферической передней линзой, которая уменьшает ореол от источников света, попадающих в кадр. Правда, это их качество больше подходит для съемки городских видов в сумерки или ночью при зажженных фонарях, чем для съемки животных и природы. Все же при фотографировании в условиях плохой освещенности такие объективы незаменимы, но стоят они очень дорого.  

Штативы

          Съемка животных производится, как правило, в полевых условиях и связана со значительными пешими перемещениями. Фотографу постоянно приходится искать компромиссы между желанием иметь при себе все необходимое оборудование и сохранением необходимой подвижности. Уменьшение общего веса оборудования за счет штатива почти всегда сложно, ибо фотоштатив должен быть устойчив и универсален, а устойчивы и универсальны только тяжелые профессиональные штативы.

          Следует запомнить раз и навсегда – штатив не используется только в двух случаях - когда его не на что установить и при оперативной съемке.

Штативы выполняют пять функций:

    1. Обеспечивают неподвижность фотоаппарата, чтобы изображение не смазалось во время опускания зеркала и срабатывания затвора. (Даже при электронной вспышке, которая устраняет проблему вибрации аппарата, фиксированная точка съемки имеет свои преимущества—например, возможность держать объект в фокусе при съемке крупным планом.)

    2. Позволяют точно скадрировать снимок.

    3. Делает возможной съемку на длительных выдержках, что в свою очередь дает возможность свободного управления глубиной резкости.

    4. Заставляет фотографа думать о том стоит ли данный сюжет того, что бы с ним возиться.

    5. Дает время на серьезную работу над композицией.

          Некоторую весьма полезную информацию можно найти на www-страницах фирм производителей (Manfrotto, Gitzo, SLIK).

             Теперь о приспособлениях: всего, что может пригодиться, с собой не возьмешь, поэтому, собираясь на съемку, берите без колебаний только то, что пригодится наверняка. Особенно важно быть налегке при съемке “с подхода”, иначе вас ждет неудача. От большого количества приспособлений мало проку, если оно мешает двигаться быстро или бесшумно.

Фотопленка и фильтры

          При съемке природы и животного мира, пожалуй, сильнее, чем в других видах фотографии, проявляется тяготение к цветной пленке, если не считать случаев, когда черно-белая пленка сохранила некоторое преимущество, благодаря традиции и творческим возможностям.

          Правда, в конечном счете выбор одного из трех основных видов пленки — цветной диапозитивной (обратимой), цветной негативной и черно-белой негативной — зависит от назначения фотографий.

          Цветные диапозитивы предназначены для использования в полиграфии, а также для проецирования. Если вы собираетесь предложить свои снимки в журналы или издательства, то лучше всего снимать только на обратимые пленки. Они точнее, чем цветные негативы, передают градации цвета, они характеризуются большей разрешающей способностью и их проще сканировать. Изготовление цветного слайда — одноэтапный процесс. Сразу же после проявки можно оценить результат не тратя денег на печать контролек. При необходимости со слайда можно получить и высококачественный цветной отпечаток. Для этого используются специальные фотобумаги печать на которые производится непосредственно со слайда. Хотя диапозитивная пленка дает более точную цветопередачу, она также подвержена нарушениям цветового баланса, вследствие брака, допущенного при изготовлении и обработке, неправильного использования и хранения, что в российских условиях вполне обычно.

          С цветных негативов приходится делать отпечатки, причем печатник может на удивление вольно обходиться с цветом изображения. Если вы снимаете исключительно ради получения цветных отпечатков, лучше снимать на цветную негативную пленку, затраты будут существенно ниже, чем при прямой печати со слайда.

          В последнее время во всех жанрах фотографии все реже используется черно-белая пленка. Об этом приходится только сожалеть, ибо в опытных руках она обладает сильным выразительным потенциалом. Когда такое мощное средство эмоционального воздействия, как цвет, отсутствует, более важное значение приобретает форма изображения. К тому же можно с высокой точностью управлять тональными переходами от черного к белому, используя бесконечные оттенки серого, и неудивительно, что пейзаж—единственная область в съемке природы, где ведущую роль играет самовыражение, — является одним из оплотов черно-белой фотографии.

Светочувствительность и зернистость пленки

          Большая разрешающая способность объективов используется только при съемке на мелкозернистую пленку. Если необходимо проработать каждую деталь, советуем воспользоваться цветной обратимой пленкой Kodachrome 25 или Fujychrome Velvia. Однако мелкозернистые пленки всегда имеют низкую светочувствительность. В условиях плохого освещения, когда нужна минимальная выдержка или когда относительное отверстие объектива довольно мало, а объект подвижен, ими пользоваться не рекомендуется. Пленки с высокой светочувствительностью имеют более грубую зернистую структуру. Так что при съемке животных в полевых условиях разрешающей способностью часто приходится жертвовать.

Свойства пленок

          Между основными марками пленок одного типа, имеющих схожую чувствительность, но разных изготовителей, существуют небольшие различия в цветопередаче. Чтобы выбрать пленку, советуем испробовать несколько марок, сравнить результаты и остановиться на той, которая больше вам понравится. Так вы познакомитесь со свойствами данной пленки в разных условиях и сможете распорядиться ею по своему усмотрению. Самое важное различие между цветными фотопленками, помимо светочувствительности и зернистости, в том, что одни пленки можно проявлять самому или в любой фотолаборатории, а другие, например Kodachrome, у которой зернистая структура выражена в меньшей степени, может проявить только изготовитель (т.е. на проявку пленку придется отправлять в Европу).  

Светофильтры

          Постоянно ширится популярность различных светофильтров для получения специальных эффектов, однако при съемке животных, где интерес представляют прежде всего действия и особенности объекта, применение таких фильтров редко бывает обоснованным. Есть ряд фильтров, имеющих узкое назначение, вот они прочно вошли в обиход фотографов.

Поляризационные светофильтры “сгущают” голубой цвет неба и уменьшают отражения, например от воды.

Конверсионные светофильтры исправляют реакцию пленки на изменение цветовой температуры дневного света: например, в ясный, солнечный день освещение в тени имеет отчетливо синюю окраску, которую можно устранить с помощью светофильтра.

Коррекционные светофильтры дают возможность восстановить цветовое равновесие пленки, нарушенное вследствие дефектов изготовления или длительной выдержки.

Оттененные светофильтры затемняют часть снимка, скажем, небо, не затрагивая остального изображения.

При использовании черно-белой фотопленки чаще других могут пригодиться светофильтры следующих видов.

Поляризационные светофильтры для уменьшения отражения.

Цветные светофильтры не пропускают определенные лучи спектра и тем самым изменяют соотношение тонов. Желтый светофильтр, например, частично не пропускает синие лучи, и с его помощью можно затемнить изображение ясного неба. А зеленый светофильтр осветляет изображение растительности и приглушает красный цвет у цветов и скал.  

Основы натурной съемки

          Для съемки диких животных прежде всего нужно разбираться в их поведении и хорошо владеть фотоаппаратом. Хотите делать удачные снимки — совершенствуйтесь и в том, и в другом. Даже самые искусные охотничьи уловки не помогут, если вы ошибетесь в установке фокуса, выдержки или диафрагмы, и никакие знания по фотоделу не подскажут, какое лучше выбрать место, чтобы найти и сфотографировать чуткого и очень осторожного зверя.

          Съемка диких животных может показаться занятием весьма сложным и отнимающим много времени. Поэтому первым делом необходимо обрести уверенность в собственных силах. А уверенность приходит с успехом. Для начала важно выбрать момент, когда к животным легко приблизиться. Наблюдать за животными можно в зоопарке, однако они редко ведут себя естественно в неволе, и здесь вам не удастся почерпнуть что-либо полезное. Для этих целей самое подходящее место — заповедники и национальные парки.

          Например, в некоторых частях национального парка Читван в Непале профессиональные проводники могут за время однодневной экскурсии показать вам десяток различных видов млекопитающих. Животные так привыкли к этому, что даже во время обычной прогулки их удается наблюдать на достаточно близком расстоянии.

          В таких идеальных условиях вам нет нужды спешить—главное сделать кадр. При этом можно постараться полностью использовать “фотогеничность” объекта. Если животное совсем не пугливое, пробуйте, меняя точку съемки, искать более подходящие композицию и освещение. Быстрота реакции неизбежно придет с опытом, постигайте эту науку не спеша, не торопитесь делать ошибки.

          Наблюдайте за животными, не жалея времени. Подмечайте его повадки, учитесь предугадывать поведение и старайтесь запечатлеть самое интересное. Животное, увиденное вами в необычной ситуации, смотрится интересней статичного портрета. Изучайте взаимоотношения животного со средой обитания. Снимайте, используя возможные варианты: разные ракурсы, крупный план, включайте в кадр окружающую природу.

          У любого живого существа есть наиболее фотогеничные позы. Нужно уметь их видеть. Практически невозможно получить высококачественный снимок незнакомого животного. Так же как и при художественной фотосъемке людей, требуется достаточно большой опыт работы с конкретным объектом. buyvol.jpg (27361 bytes)

Съемка с подхода (скрадывание).

          Есть два основных способа съемки диких животных, если не считать самых мелких существ, — с подхода и из укрытии. При скрадывании многое зависит от случая, здесь нужны опыт и терпение, зато требуется меньше аппаратуры и затрачивается меньше сил на приготовления, чем во время съемки из укрытий. Результаты скрадывания сложно предсказать, и оно чаще оканчивается неудачей, но для большинства новичков скрадывание представляется не таким страшным делом по сравнению с тяготами переноски, строительством и ожиданием в укрытии. А неизвестность только возбуждает азарт.

Повадки животных

         Приемы скрадывания фотографа очень похожи на охотничьи, где многое заимствуется у самих животных. Хотя и значительно сложнее. Для того чтобы добыть птицу, достаточно приблизиться к ней на расстояние 30—40 метров. Для получения же ясного крупномасштабного4_2_7.jpg (19730 bytes) изображения птицы с помощью даже длиннофокусного телеобъектива с фокусным расстоянием 300 мм мелких воробьиных птиц приходится снимать по крайней мере с 3—4-метрового расстояния, а птиц размером с ворону — с расстояния 5—7 метров. При фотографировании даже таких крупных птиц, как глухарь или журавль, желательно находиться от них не далее 10—15 метров. Надо учитывать и другие трудности, возникающие подчас именно в тот момент, когда, казалось бы, все готово и можно приступить к съемке: внезапное ухудшение освещения, неудачное направление солнечных лучей, наличие препятствий между объективом и предметом съемки и т. п. Даже незначительные преграды—редкие кусты, трава, листва деревьев — иногда серьезно мешают фотоохотнику.

          Для успешной фотосъемки вы должны знать образ жизни животных, которых собираетесь фотографировать, привычки, знать, когда они размножаются, чем питаются, в какой период к ним легче приблизиться, — словом, общую схему их поведения в течение года и в течение дня.

          Если все это вам не известно, придется заполнять пробел. Работая в официальном, хорошо организованном заповеднике, можно найти на месте специальную литературу, здесь вам помогут егерь, лесник или профессиональные гиды. Сказанное выше относится и к любым другим видам съемки животных, но при съемке с подхода — это единственный способ найти объект.

          Некоторые животные проявляют особую активность на рассвете и на закате. От этого зависит выбор не только времени суток, но также аппаратуры и пленки: возможно, из-за недостатка света придется воспользоваться высокочувствительной пленкой и светосильными объективами. Если ваш объект живет в стаде или стае, вам вряд ли удастся выследить его, просто прогуливаясь по территории, где он обитает. В местах с резко выраженными сезонами дождей и засух, как, например, в муссонных районах Азии, жизнь часто зависит от распределения воды. В засушливый сезон вода сохраняется на отдельных территориях, и именно там в это время года будет большое скопление животных.

          Это лишь частица тех сведений, которые отделяют неудачу от удачи. Роль счастливого случая велика во всех видах фотоохоты, но знание повадок животных во многом повышает вероятность успеха, особенно при съемке с подхода.

Умение понять животных

          Одна из главных забот фотоохотника—остаться незамеченным. В зависимости от того, какое животное вы пытаетесь сфотографировать, обратите особое внимание на шумы, движения или запахи.

Восприятие животных и птиц

          Как правило, обострение определенного органа чувств у животного или птицы обусловлено его образом жизни. Знание привычек и повадок животного подскажет, что для него главное: слух, зрение или чутье. Хищникам, например, необходимо хорошее зрение, чтобы выследить свою добычу. Животные, обитающие в местах, где видимость ограничена, скажем, в густом лесу, больше полагаются не на зрение, а на слух и обоняние.

Птицы

  • Зрение почти у всех птиц очень острое. А главное, у них большая разрешающая способность в отношении деталей; у обычного ястреба плотность клеток сетчатки в восемь раз выше, чем у человека. Большинство птиц различают цвета, правда, ночные птицы (совы) почти лишены этого качества, зато они хорошо видят в сумерки. Кроме того, у большинства птиц глаза расположены по обеим сторонам головы, что обеспечивает широкий угол зрения. Утки, например, имеют угол зрения 360°.

Пока неизвестно, как мозг птицы обрабатывает зрительную информацию. Однако опыт показывает, что многие птицы почти не обращают внимания на неподвижные предметы. Основным элементом в способе их восприятия является движение, поэтому во время скрадывания очень важно научиться “замирать”.

  • Слух у большинства птиц тоньше человеческого, а в жизни ночных птиц он имеет очень большое значение. Но в полете воздушный поток и шум крыльев, вероятно, снижают чувствительность органов слуха. Есть предположения, что птицы воспринимают звук очень низкой частоты, который распространяется на значительные расстояния.

  • Обоняние, как правило, не играет у птиц заметной роли, возможно, потому, что в полете на любой высоте слабые запахи нельзя уловить. Исключение составляют наземные птицы, обладающие тонким нюхом, скажем, дикая индейка и некоторые виды врановых.4_3_2.jpg (24246 bytes)

Млекопитающие

  • Зрение у большинства животных, ведущих хотя бы отчасти ночной образ жизни, не играет важной роли, они склонны полагаться на другие органы чувств. К тому же у них нет цветового зрения, если не считать высших приматов и некоторых грызунов. Есть, правда, исключения, особенно среди кошачьих, которые настигают добычу за счет быстрого бега. Встречаются они и среди оленей, которые спасаются, благодаря той же скорости.

  • Слух почти всегда развит хорошо, а животные с большими и подвижными ушами (копытные, зайцеобразные) обладают высокой направленной чувствительностью.

  • Обоняние все млекопитающие имеют настолько тонкое, что человек не идет с ними ни в какое сравнение. У нас обонятельная ткань занимает небольшую часть верхнего носового прохода, у млекопитающих эта ткань имеет складки, извивы, а их площадь, открытая для доступа воздуха, очень велика — у некоторых видов поверхность обонятельной ткани в несколько раз превышает наружную площадь тела. Как правило, млекопитающие пользуются чутьем чаще, чем слухом или зрением.

Методы съемки с подхода.

           Приемы складывания напоминают действия многих животных, и вы можете усовершенствовать свои навыки, изучая способы передвижения хищных животных.

          Для начала оденьтесь так, чтобы не бросаться в глаза. Если вы по-настоящему увлеченный человек, можно с помощью маскировки постараться подойти к объекту съемки так, чтобы находиться совсем рядом с ним. Это возможно при условии точных знаний о поведении и повадках данного животного.

          В большинстве случаев вы вряд ли захотите или сможете готовиться чересчур основательно. Тем не менее избегайте в своей экипировке всего яркого и броского. Одежда должна быть невзрачной, при передвижении через кустарник она не должна шуршать и цепляться за ветви. Если носите очки, оберните клейкой лентой металлические части. При светлой коже лицо будет очень заметно даже на большом расстоянии. В холодную погоду его можно закрыть шерстяным шлемом, в иных случаях рекомендуется нанести несколько мазков темного грима или грязи.nosorog2.jpg (34633 bytes)

          Запах, редко мешающий при съемке птиц, может вызвать трудности, когда имеешь дело с млекопитающими. Одной из основных составляющих человеческого запаха является масляная кислота, и собаки, например, почти в миллион раз чувствительней к ней, чем люди. Одежда немного ослабляет запах, однако очень важно делать как можно меньше движений и находиться против ветра по отношению к животным, которых выслеживаешь. Не пользуйтесь сильно пахнущими веществами: дезодорантами, лосьонами, реппелентами.

          Одно из основных условий скрадывания — плавная, бесшумная походка. Обычно при ходьбе делают много резких, ненужных движений: идут вразвалку, покачиваясь из стороны в сторону, размахивают руками, шаркают ногами. При съемке с подхода всего этого следует избегать и двигаться более сдержанно, как бы скользить. Понаблюдайте, как домашняя кошка подбирается к птице, — она плавно крадется, а голова и туловище неподвижны. Она словно скользит вперед, и если не следить за ней нарочно, то ее движений можно вообще не заметить.

          Учитесь правильному шагу — ставьте пятку на землю, а затем как бы перекатывайте остальную часть стопы, опираясь на ее внешнюю сторону. Такой шаг может показаться неудобным, зато он плавный и бесшумный. Внимательно следите за тем, куда ставите ногу, не наступайте на сухие листья и ветки. Не беда, если на первых порах вам придется часто смотреть под ноги и упускать хорошие возможности для съемки, — со временем вы научитесь пользоваться периферийным зрением.

          Если уж вы наступили на сухую ветку — замрите. Этот звук насторожит всех животных, оказавшихся поблизости, правда, большинство из них обычно не срываются с места сразу, а стоят неподвижно, настороже, в ожидании других признаков опасности. На всякий случай подождите 10-15 минут. За это время животные убедятся, что тревога была ложной, и успокоятся. Лучшей обувью является самодельная, с мягкой кожанной подошвой через которую вы сможете чувствовать попадающие под ступню сухие ветки.

          Пожалуй, самое сложное в скрадывании — оставаться неподвижным. Попробуйте и сами убедитесь, насколько трудно не шевелиться, не ерзать и не вздрагивать. При абсолютной неподвижности часто испытываешь физическое напряжение, и уже одно это приводит к нервозным движениям: постукиванию пальцами, перемене позы.

          Научившись сохранять полную неподвижность в течение нескольких минут, вы приобретете ценный навык. Скрадывание состоит не из одних движений, и бывают обстоятельства, когда лучше, напротив, затаиться. Выберите удобную позу и постарайтесь слиться с окружающей природой. Не исключено, что в награду за терпеливость животное, которому не удалось вас обнаружить, подойдет совсем близко. К тому же, когда вы неподвижны, ваш запах растворяется в воздухе, и животным трудней учуять вас.

          По бледной коже лица и тыльной стороне ладоней дикие животные могут сразу заметить фотографа даже издалека. Черный шерстяной шлем делает человека менее заметным. Полоски темного грима, нанесенные на лицо и руки, сливаются с фоном заднего плана и обеспечивают надежную маскировку. Сплошной грим еще надежней, но тратить на него время и силы могут только очень увлеченные люди.

          Фотограф, использующий по примеру военных полную маскировку с сеткой и ветвями, превращается в ходячее укрытие. В определенных обстоятельствах этот прием может оказаться очень полезным.

          Дополнительные трудности во время скрадывания создает фотоаппарат: он вызывает шум, необычно выглядит и имеет блестящие, отражающие солнечный свет части. С шумом бороться почти невозможно. “Мягкий” бокс, или звуконепроницаемый контейнер затрудняет пользование аппаратом, а при скрадывании снимать нужно быстро. А вот обмотать клейкой лентой хромированные части, несомненно, стоит. Вдвойне важно находиться в тени, чтобы солнечные лучи не попали на поверхность объектива или другие части фотоаппарата.

          Если вы подбираете аппарат именно для скрадывания, учитывайте шум, возникающий во время его работы, и простоту конструкции: в идеале шум должен быть незначительным, управление - быстрым.

          Будьте готовы к мгновенной съемке. Скрадывание всегда сулит неожиданности, и вы должны сразу использовать любую возможность, а для этого необходимо, чтобы все в фотоаппарате — от нужного объектива до значения диафрагмы на нем — было установлено заранее. Возможно, у вас будет на съемку одна-две секунды, и скорей всего не хватит времени даже на установку выдержки, не говоря уже о смене объектива.

Выбор объектива

          Правильно выбрать объектив для конкретного случая всегда трудно. По характеру местности вы можете примерно определить, какое потребуется фокусное расстояние. Еще одна причина, которая может помешать вам воспользоваться, скажем, объективом 400 мм на аппарате 35 мм, — нехватка света. Если вы находитесь в лесу или близится закат, у длиннофокусного объектива может не хватить светосилы. Значение диафрагмы у длиннофокусных объективов редко превышает 5,6, а это значит, что придется, может быть, установить настолько длинную выдержку, что нельзя будет снимать с рук. Проблема частично решается с помощью более чувствительной пленки, однако у нее обычно заметней зернистость. Окончательный выбор объектива и пленки зависит от сложившихся обстоятельств, а также от вашего умения снимать с рук при длинных выдержках.

Длиннофокусный объектив

          Умение фотографировать при длительных выдержках чрезвычайно ценное качество. И вы можете его совершенствовать. Большинство изготовителей рекомендуют для съемки аппаратом на 35 мм с объективом 400 мм пользоваться штативом при выдержке более 1/500 с, однако, если определенным образом закрепить аппарат и задержать дыхание, вполне можно вести съемку и при 1/125 с. Иногда удается сделать резкий снимок даже при 1/60 с.

          При таких скоростях затвора не стоит чересчур полагаться на то, что вы удержите аппарат неподвижно, лучше сделать несколько снимков, и тогда вероятность успеха возрастет. Такая съемка “очередями” является профессиональным приемом, который не вредно перенять: словом, если фотография обещает быть интересной — не жалейте пленки. Помните, однако, что даже при 1/125 с любое сравнительно резкое движение животного приведет к нечеткости изображения, поэтому следует улучить момент, когда животное почти неподвижно.

          Съемка длиннофокусным объективом похожа на стрельбу из винтовки: главное — твердо держать аппарат и вовремя нажать на спуск, опорой могут служить дерево или камень: прижмите камеру к поверхности опоры или сами обопритесь на нее. Когда опоры нет, советуем фотографировать с колена или лежа. В большинстве случаев во время скрадывания требуется самая короткая выдержка.

Использованные в тексте Фотографии (сверху вниз)

1. Молодая зарянка (Erithacus rubecula), полевой дневник, бинокль. Московская обл. Большесестринское о\х. Canon EOS50, EF 100-300, Speedlite 540EZ, Fujychrome Velvia 50, 125\f8.

2. Тимелия sp. в зарослях бамбука, Непал, 2500 м.н.у.м, Canon EOS50, EF 100-300, Speedlite 540EZ, Fujychrome Provia 100, 125\f5.6.

3. Французская бумажная оса на соте (Polistes gallicus L.) на кактусе опунция. Крым, Никитский ботанический сад, Canon EOS50, EF 50 Macro, Speedlite 540EZ, Fujychrome Provia 100, 125\f11.

4. Древесная лягушка (Ракофорус sp.), Непал, Национальный парк Читван, Canon EOS50, EF 50 Macro,  Fujychrome Velvia 50, 2с\f11.

5. Буйволы. Непал, Национальный парк Читван, Canon EOS50, EF 100-300,  Fujychrome Provia 100, 60\f11.

6. Свиристель (Bombycilla garrulus). Юг Кольского полуострова, Canon EOS50, EF 100-300,   Agfachrome 100 , 90\f11.

7. Ушастый еж (Erinaceus auritus). Армения,  Canon EOS50, EF 100-300,  Speedlite 540EZ, Fujychrome Velvia 50, 125\f6.7.

8. Панцирный носорог (Rhinoceros unicornis). Непал, Национальный парк Читван, Canon EOS50, EF 100-300,  Fujychrome Provia 100, 125\f8.         

(c) 1999г. Дмитрий Константинов

фотографии автора,   (панцирный носорог - И. Алябьева)

.


ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии
Тел.: (095) 924-7816, E-mail: app@aha.ru

 

Rambler's Top100 Service