InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

ProPhoto

Библиотека

Фотосъемка дикой природы

Охота на Гада

журнал Фото&Видео 3\1999

Длинное вступление. Экскурс в вопросы техники безопасности. Геккон токи. Габонская гадюка. Папуанская исполинская ящерица. Плетевидка. Каймановая ящерица. Гладколобый кайман. Краснохвостая медянка. Зеленая игуана. Заключение.

herta1p.gif (61 bytes)         

Нет и никогда не было людей полностью равнодушных к рептилиям. Их боялись, обожествляли, наделяли демоническими силами, изучали, пытались готовить из них лекарственные препараты, использовали в пищу и пытались одомашнить. За последний век об этих интереснейших существах написано огромное количество книг и научных статей, созданы сотни документальных фильмов, сделаны миллионы фотографий. В настоящее время на Земле насчитывается более 7000 видов рептилий. Они обитают на всех материках, кроме Антарктиды. Населяют практически все типы ландшафтов, за исключением тундр и арктических пустынь. Наибольшее количество видов живет на поверхности земли, но многие освоили и другие жизненные пространства: кроны деревьев, почву, пресные и соленые водоемы, а в результате распространения такого хобби, как террариумистика, и наши квартиры.

                  На протяжении всех этапов своего развития человеческое общество, постоянно сталкиваясь с различными животными, вырабатывало к ним определенное отношение. Гады - одни из самых удивительных обитателей Земли и именно их странная (по человеческим меркам) внешность, необычное поведение и ядовитость сослужили им плохую службу. Конечно, есть исключения, например поклонение кобре в Индии или иероглифому питону в некоторых районах Западной Африки, в основе которых лежат религиозные мотивы. Однако во все времена и у всех народов отношение к гадам всегда было вполне однозначным. Коротко его можно выразить известной восточной пословицей: "Вырасти дерево, воспитай сына, убей змею". В настоящее время большинство людей может видеть рептилий только по телевизору, на фотографиях или в зоопарке, и общественное мнение внешне слегка изменилось. Теперь змеями, ящерицами и черепахами принято восхищаться, это один из эталонов красоты и грации, но... только до того момента, пока человеку не угрожает прямой контакт с ними. Смешно и грустно наблюдать не такую уж редкую сцену, когда здоровенный мужик сначала в ужасе шарахается от вполне безобидной веретеницы или ужа, а затем, вооружившись здоровенной палкой, спешит убить это "страшное" существо. Хотя иногда такое поведение иногда может принести даже пользу. Один мой знакомый знахарь из деревни Ампутуце на юге острова Мадагаскар, использует страх перед рептилиями в качестве своеобразной терапии при лечении нервных расстройств. Сначала он опаивает пациента успокаивающими травяными настоями, а затем насильно раза три-четыре погружает его в ближайшую речку. Пока больной находится в состоянии легкого удушья, Ретрама кидает ему в лицо крупного бородавчатого хамелеона, в изобилии встречающегося в этом районе острова. Если пациент проявляет здравый смысл и пускается в бегство, то считается вылеченным, если остается на месте, терапия повторяется по новому кругу до полного "излечения". Воспользуйся я его услугами, так и не удалось бы вырваться из цепких лап традиционной малагасийской медицины, шансы же подавляющего большинства людей, далеких от зоологии, вполне приличны.

        Совершим маленький экскурс в вопросы техники безопасности. Можно считать эту фразу неудачной шуткой, но среди гадов много змей, а среди змей встречаются ядовитые. Фотографу-анималисту необходимо научиться отличать ядовитых змей от не ядовитых.. Это знание может оказаться жизненно важным. Среди змей ядовитыми и опасными для человека считаются 450 видов, из них на территории бывшего СССР обитает 11. Большинство же видов распространено в тропических областях, где они представляют значительную опасность и нередко являются одним из демографических факторов, ограничивающих естественный прирост человеческого населения. Фотографировать ядовитых змей трудно, т.к. полностью сосредоточиться на съемке не представляется возможным, следует постоянно и внимательно наблюдать за поведением животного и контролировать дистанцию. Если задачи съемки позволяют использовать телеобъектив, лучше им и воспользоваться, особенно если ваш опыт работы со змеями минимален. Некоторые виды ядовитых змей атакуют только вперед (куда направлена голова), но значительная часть видов могут совершать броски на длину своего тела практически в любом направлении. А поскольку их двигательная реакция обычно выше человеческой, фотограф, работающий со столь опасными объектами, не имеет права расслабляться ни на секунду. Нельзя не упомянуть тот факт, что слюна многих змей, не имеющих ядовитых зубов, может оказывать отравляющее действие на человека. На территории бывшего СССР обитает два таких вида, относящихся к роду разноцветных полозов. Кроме того, существует значительная группа "условно ядовитых" змей, ядовитые зубы которых расположены не спереди, а глубоко в пасти. Питаются они, как правило, ящерицами и лягушками, вводя в них яд в процессе заглатывания. Они не представляют прямой опасности для людей, поскольку при обычном укусе используются расположенные спереди неядовитые зубы. Однако если укус ядовитыми зубами все же произошел, наступает типичное отравление змеиным ядом, иногда со смертельным исходом. Наиболее обычными представителями этой группы являются тигровый уж, ящеричная змея, зериг, различные виды бойг и стрелок. Если вы не уверены в правильности определения змеи, обращаться с ней следует, как с потенциально ядовитой, что поможет избежать фатальных неожиданностей.

        Не только ядовитые змеи могут причинить вашему здоровью какой-либо вред. Вараны имеют токсичную слюну, практически все крупные змеи и ящерицы - острые зубы, черепахи - мощные челюсти ну и т.п. Причем большинство из них в силу своей врожденной "злокозненности" так и норовят использовать свой арсенал, когда их хватают руками. О крокодилах и аллигаторах и говорить нечего, даже совсем юные экземпляры величиной с карандаш кусаются весьма болезненно.

        Крупные ручные питоны и удавы, традиционно используемые уличными фотографами в коммерческих целях, не смотря на кажущуюся апатичность могут спонтанно проявлять свои способности профессиональных душителей. Реакцию удушения может вызвать запах, свойственный их кормовым объектам (куры, кролики, крысы), желание поразмяться и т.п. случайные факторы. Вначале следует хватка челюстями, затем накручивание колец и "жим", а по прошествии некоторого времени постепенное заглатывание. Тот факт, что "еда" несколько великовата, этих упорных ребят ни сколько не смущает. Не знаю, что будет, если крупный питон решит поразвлечься на человеке, повесившего его себе на шею (видимо удушит, обслюнявит, а дойдя до плеч - выплюнет). Но охота ручного полутораметрового тигрового питона на человеческую руку очень зрелищна. Рука, сдавленная змеей в области предплечья, от недостатка крови удивительно быстро синеет, а змею отцепить практически невозможно. В случае, который мне пришлось наблюдать, "жертву" вместе с хищником пришлось погружать в ванну. Через некоторое время питон решил, что дышать все же иногда нужно и прекратил эту малоперспективную охоту. К счастью, такие случаи бывают достаточно редко и не так опасны, как укусы ядовитых змей.

        Когда вас кусает змея, варан или любое другое крупное пресмыкающееся следует немедленно препоручить свой поврежденный организм заботам современной медицины. Это не тот случай, когда можно изображать героя.

        Для фотографирования всяческих экзотических животных в настоящее время совершенно не обязательно играть в великих путешественников где-то за пределами традиционной географии. Самые удивительные и причудливые твари могут жить не так уж далеко от вас в коллекции научно-исследовательского учреждения, зоопарке или у частного коллекционера. Но фотографирование в чужих коллекциях не позволяет фотографу в полной мере использовать свои творческие возможности и ставить "нормальный" свет. Сколько-нибудь приемлемых результатов можно добиться только при достаточно продолжительной работе с объектом. Для этого животное либо приобретается, либо берется на передержку ("на прокат"). Содержание рептилий - сложное, дорогое и наукоемкое занятие. Содержат их в террариумах - специально оборудованных стеклянных емкостях с встроенным освещением, вентиляцией, убежищами, декорацией, нижним подогревом и иногда водоемом. Современный, правильно сделанный террариум со всем содержимым иногда стоит столько же, а иногда и дороже, сколько и сходный с ним по размерам телевизор.

        Фотосъемка рептилий - занятие многоплановое. Нет ни какой возможности в маленькой статье хотя бы отчасти описать методологию и технические особенности этого занятия. Не буду даже и пытаться, тем более, что в первой части статьи я исчерпал свои более чем скромные способности к связному изложению мыслей на бумаге. Смотрите снимки, а я их слегка прокомментирую:

Токи, токей, гекко (Gekko gecko L.).   

Геккон токи является одним из самых типичных обитателей террариумов. Несколько лет назад их в огромных количествах ввозили из Вьетнама, а в настоящее время во множестве разводят в неволе. Токи - покладистая "фотомодель", он может замирать в самых различных позах, имеет выразительные глаза, яркую окраску. Этот геккон легко провоцируется на агрессию. Если его фамильярно ткнуть пальцем, следует мгновенный выпад, после которого он некоторое время держит пасть открытой. Можно успеть сфотографировать "нападающего монстра". Данный объект хорош тем, что его можно снимать вне террариума т.к. при попытках удрать он как правило не отбегает далее чем на два метра (но это касается только тех экземпляров, которые долгое время жили в условиях небольшого по площади террариума). При манипуляциях в этим видом, да и со всеми другими крупными гекконами следует пользоваться перчатками, т.к. кусаются они довольно болезненно. Если все же зверушка поймала вас за палец, не нужно пытаться ее оторвать (скорее всего вы оторвете ей голову, а она вас так и не отпустит). Проще всего опустить поедаемую конечность под воду и подождать, когда "маленький злодей" решит отцепиться самостоятельно.

Габонская гадюка, или Кассава (Bitis gabonica Bibron et Dumeril).

Некоторые объекты могут представлять исключительный интерес для фотографа. И дело тут даже не во внешности. Данный вид гадюки интересен прежде всего своими экстраординарными способностями убийцы. Один из первых завезенных в Россию экземпляров этой африканской твари в очень короткий срок сменил целый ряд владельцев. Первый пробыл счастливым обладателем этой змеи всего несколько месяцев, далее последовал укус, после которого герпетолог не смог даже дойти до телефона. Второй хозяин оказался покрепче и до телефона все же добрался, но... не дождался приезда скорой помощи. Третий рубил себе пальцы. Ну и так далее. В итоге сформирован очаровательный имидж: практически не заметна на естественном субстрате, одна из самых крупных и самых опасных ядовитых змей, за один укус впрыскивает гигантскую порцию яда, убивает "наповал". Ну как такую не сфотографировать?

        Для справки: при съемке подобных объектов с близкого расстояния удобно пользоваться прикрепленным к левой руке защитным щитком из прочного пластика с дыркой под объектив. Это достаточно простое в изготовлении приспособление позволяет полностью защитить руки и голову от всяческих неприятных поползновений со стороны модели.

Папуанская исполинская ящерица (Tiliqua gigas Schneider).

У каждого животного есть своя "фенька". У кого удивительные глаза, у кого фотогеничные позы, а у этой ящерицы - синий язык. Фотосъемка интересных аспектов поведения животных не рентабельна для свободного российского фотографа, т.к. гонорары за публикации низкие, а времени и пленки уходит уйма. Хорошо снимать от Нэшеон Жеографик, когда им и по 80 роликов на сюжет не жалко. А у нас вместо приятных творческих мыслей всегда калькулятор задействован. Ну как тут работать? Вот и наблюдаешь за животным, отложив фотоаппарат в сторону. Язык высовывается на долю секунды, как угадать, когда затвором щелкать? Хоть бы подмигивала перед этим делом, или лапкой знак какой подавала, а то смотрит на тебя час за часом, а язык не кажет, прямо беда. Пихнешь ее в бок пальцем - лезет кусаться, потом пару раз языком махнет и опять сидит как мертвая. А может обидеться и упылить куда-нибудь под ближайшую карягу, лови ее потом. Через некоторое время методика все ж таки отладилась. На нитку был привязан крупный таракан, которого можно было быстро опускать прямо на морду модели, а когда ящерица начинала беспокоиться и высовывать свой орган обоняния, таракан мгновенно поднимался за пределы кадра и можно было снимать. Метод оказался не идеальным, то таракан в кадр попадет, то язык либо только высовывается, либо уже убрался, но несколько более-менее приличных кадров все же получить удалось.

Плетевидка (Ahaetula prasina Boie).

Это существо обитает в кронах древьев и кустарников и относится к группе так называемых заднебороздчатых змей. Ее ядовитые зубы расположены в глубине пасти и используются, когда жертва уже поймана и заглатывается. Проникающий в тело добычи яд используется не только для умертвления добычи, но и для облегчения ее переваривания. При съемке портрета общаться с этой змеей приходится вплотную и укусов избежать практически невозможно. Атаки настолько стремительны, что пугаешься только тогда, когда плетевидка, вертя головой, с нескрываемым омерзением выпутывает зацепившиеся за перчатку зубы. В силу общей халеричности характера это сложный объект для съемки. Моменты ее атакующих бросков с открытой пастью сфотографировать без устройства фотофиниша видимо вообще не возможно.

 

Каймановая ящерица (Dracaena guianensis Daudin).

Это - исчезающий вид, занесенный в Красную книгу МСОП. Ведет полуводный образ жизни, прекрасно плавает и ныряет, питается пресноводными моллюсками. В воде ее сфотографировать достаточно трудно и мне не приходилось видеть подобных снимков. Как и большинство ящериц, каймановая любит принимать солнечные ванны, устроившись где-нибудь над водой на коряге или свисающем дереве. В выборе подобных мест эти животные - типичные консерваторы. И если вы нашли ее "присаду", можно быть уверенным, что рано или поздно она туда вернется.

 

Гладколобый кайман (Paleosuchus palpebrosus Cuvier).

Фотосъемка крокодилов, аллигаторов, кайманов и гавиалов очень проста, только не следует забывать о том, что медлительность этих тварей обманчива, а реакция молниеносна. Если вам удалось создать условия, при которых ящерице некуда убежать, и спровоцировать ее на серию атак - хороший кадр у вас в кармане. Дело в том, что несколько возбудившись, многие из этих в общем-то примитивных животных "забывают" закрывать пасть в паузах между бросками и у фотографа появляется возможность снимать со штатива и с большими выдержками. Наиболее выразительные кадры получаются с максимально низких точек. Для обеспечения безопасности полезно запастись иконой с ликом какого-нибудь чудотворца, демонстрировать ее ящерице необязательно.

Краснохвостая медянка, смарагдовый полоз (Gonyosoma oxycephalum Boie).

Эта змея ведет полудревесный образ жизни, не ядовита, но отличается крайне скверным характером. При встрече с человеком она, как и большинство змей, пытается скрыться. Исключение составляют случаи, когда дистанция между вами не превышает одного метра. Тут и проявляются ее агрессивные наклонности. Некоторые особо азартные экземпляры, увлекшись "боем", могут на протяжении нескольких метров преследовать отступающего противника. Со стороны это выглядит крайне комично: полутораметровый зеленый червяк шипя и кусаясь наступает на увертывающегося от него фотографа. Из змей отечественной фауны сходным поведением отличается широко распространенный на юге желтобрюхий полоз. Некоторые особи этого вида могут достигать двух метров в длину и способны нанести вполне чувствительные покусы.

        Фотографировать краснохвостых медянок все же лучше в спокойном состоянии, телевиком с расстояния 3-5 метров. Многие не ядовитые змеи в моменты опасности приподнимают голову и подобно кобре раздвигают "капюшон", выглядит это достаточно эффектно и эстетично. Медянка же, возбудившись, плющит шею в вертикальной плоскости, ее голова в профиль начинает выглядеть непропорционально маленькой, что может испортить не один кадр.

Обыкновенная (зеленая) игуана (Iguana iguana L.).

Эта любимая рептилия Майкла Джексона, наравне с кошками и собаками уже давно стала полноправным домашним животным. Ручные экземпляры к фотографам безразличны, соответственно снимать их очень легко. Дикие - очень проворны, могут звездануть хвостом, который используют при обороне как хлыст, а при попытке взять в руки - исцарапать. Точно также как и всех прочих рептилий, этих комнатных драконов нужно фотографировать после линьки. В этом случае их окраска наиболее яркая, а глаза прозрачны и выразительны. Всяческие экзотические драконьи атрибуты (шипы, складки и т.п.) эти животные приобретают с возрастом, молодежь выглядит довольно скромно. Высококачественные снимки игуан настолько растиражированы, что стали "фотографическим штампом", попытки же сфотографировать их "как-нибудь иначе" в большинстве случаев оказываются не особо удачными.

        В заключении своего многословного эссе о "опасной и многотрудной" фотосъемке гадов приведу ряд полезных рекомендаций:

  • Так как поверхность кожи рептилий часто сильно бликует, размерами и характером бликов нужно научиться управлять, для этого используется поляризационный фильтр.

  • Форма головы рептилий обычно не позволяет получить удовлетворительные снимки в фаз, наиболее выигрышные ракурсы - полуфаз и профиль.

  • Для адекватной передачи структуры чешуйчатой поверхности кожи на снимке, рисующий свет должен направляться вдоль тела объекта. Не следует забывать и про заполняющий.

        Ну и наконец последний, самый важный совет. Что бы гады не пугались, и не удирали от вас и вашего страшно жужжащего и щелкающего фотоаппарата, во время съемки нужно постоянно повторять волшебные слова: "Ты не бойся организьм, это добрый механизьм...". Только никому про это не рассказывайте, а то у всех будут хорошие снимки получаться, куда тогда нам, "профессионалам" деваться?..

strellka.gif (82 bytes)

Константинов Д.А.

фото автора

E-mail: app@aha.ru

Как справочный ресурс о рептилиях рекомендуем Kingsnake.com
на русском языке в настоящее время ничего столь же информативного нету.

 

.

Оборудование для технической диагностики
auto-diagnost.ru
steel-ex.ru

ProPhoto

Библиотека

.

Оборудование для технической диагностики
auto-diagnost.ru
steel-ex.ru


У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 924-7816, 790-5488; E-mail: app@aha.ru

Rambler's Top100 Service