.


InterReklama advertising
InterReklama Advertising Network

herta1p.gif (61 bytes)

Основные авторские права фотографа

Э.П.Гаврилов, д.ю.н.

журнал Фотомагазин2 1996г.

herta1p.gif (61 bytes)

Фотограф пользуется авторским правом на свои фотографии. Поэтому он является автором и получает все права автора, предусмотренные российским законом об авторском праве от 9 июля 1993 года.

          Эти права подразделяются на две группы: личные права и имущественные права.

          Личные права (ст. 15 закона) фотографа включают: право авторства, право на имя, право на обнародование и право на защиту репутации автора.

          Право авторства — это право считаться, признаваться автором фотографии. Оно распространяется не только на всю фотографию, но и на отдельные ее детали. Никто не может присвоить авторство фотографа. Присвоение авторства — это плагиат, гражданское правонарушение, и иногда — уголовное преступление (ст.141 УК РФ).

          Право на имя — это право обозначить фотографию своим именем, либо выпускать ее в свет под псевдонимом, или вообще без указания имени автора (анонимно). Никто не вправе снимать с фотографии имя автора или его псевдоним. Вместе с тем, никто не вправе раскрывать псевдоним фотографа без его согласия.

          Право на обнародование фотографии — это право фотографа разрешить или не разрешить довести фотографию до сведения широкого круга лиц. Это право реализуется один раз. Часто оно сливается с имущественным правом на первое использование произведения. Так, например, если фотограф дает разрешение на тиражирование фотографии или выставление ее в фотовитрине, то он тем самым разрешает ее обнародование.

          Фотограф , принявший решение об обнародовании фотографии, может затем пересмотреть свое решение, используя при этом предусмотренное законом право на отзыв. Право на отзыв может быть применено, если фотограф считает свою фотографию неудачной по тем или иным основаниям, а также в любых других случаях. После этого “отозванная” фотография не должна использоваться и вообще упоминаться в числе работ фотографа.

          Право на защиту репутации автора — это право на защиту фотографии от любого изменения и искажения: иное кадрирование, добавление или, наоборот, “снятие” отдельных деталей, добавление цвета или, наоборот, использование цветной фотографии в виде черно-белой и т.п. — все это может производиться только с согласия фотографа.

          Имущественные права фотографа заключаются в том, что фотограф вправе разрешить (или запретить) использование своей фотографии следующими способами: воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение по телевидению. Закон (ст. 16) устанавливает следующие имущественные права:

  • право на воспроизведение (тиражирование): например, в газете, журнале, книге, на открытках и т.п.;

  • право на распространение экземпляров фотографии (продажа, бесплатная раздача и т.п.);

  • право на импорт (ввоз на территорию России) экземпляров фотографии (в том числе в книге, сборнике фотографий и т.п.);

  • право на публичный показ (в фотовитрине, на выставке фотографий и т.п.);

  • право на показ по телевидению, в том числе по кабельному;

  • право на переработку, т.е. на изменение формы фотографии.

          В изъятие из этих имущественных авторских прав в некоторых, прямо указанных в законе случаях, фотография может использоваться свободно, т.е. без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Вот эти случаи:

1. В изданиях, телепередачах и видеозаписях учебного характера может быть использована опубликованная фотография.

2. Фотография может быть воспроизведена в обзоре текущих событий по телевидению.

3. Фотография, помещенная в газете или журнале, может быть репродуцирована библиотекой или архивом по запросам отдельных граждан или в исследовательских целях.

4. Образовательное учреждение для проведения аудиторных занятий может репродуцировать фотографию, помещенную в сборнике или периодике.

          Во всех остальных случаях использование фотографии допускается только с согласия фотографа и с выплатой вознаграждения.

СРОКИ ДЕЙСТВИЯ АВТОРСКИХ ПРАВ

          Авторское право на фотографию возникает с момента создания фотографии и действует в течение всей жизни автора и еще 50 лет после его смерти.

          Однако, прежнее законодательство устанавливало более краткий срок охраны. Поэтому фотографии авторов, умерших в 1968 году или ранее, теперь уже не охраняются.

          Фотографии иностранных авторов, впервые опубликованные за рубежом, охраняются не во всех случаях. Они получают охрану лишь на основе международных договоров России (и бывшего СССР).

ФОТОГРАФИИ, СОЗДАННЫЕ В ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО ЗАДАНИЯ

          Если фотограф находится в трудовых взаимоотношениях с какой-либо организацией-работодателем и создает фотографию в порядке выполнения служебного задания, то такая фотография называется “служебной” и попадает в особый правовой режим (ст. 14 закона).

          Личные права фотографа на такую фотографию полностью сохраняются за автором, а вот все имущественные права (право на использование) считаются перешедшими к работодателю, причем целиком и на весь срок действия авторских прав. При этом работодатель не обязан выплачивать фотографу какое-либо дополнительное вознаграждение (кроме заработной платы).

          Разумеется, “служебными” считаются лишь те фотографии, которые созданы по служебному заданию. Если в организации установлены “нормы отработки”, то все фотографии, выполненные сверх этих норм, не считаются служебными.

           Вместе с тем, закон допускает заключение между фотографом и работодателем особого договора, предусматривающего сохранение за фотографом части авторских прав на служебные фотографии. Содержание этого договора законом не регулируется, но его можно легко представить. Такой договор может предусматривать, например, что на непошедшие служебные фотографии все авторские права сохраняются за фотографом, что фотограф получает право самостоятельно использовать служебные фотографии через несколько лет после их первой публикации, либо что он получает определенное вознаграждение за любое использование служебных фотографий.

           Аналогичные условия могут быть установлены не в индивидуальном договоре с фотографом, а в коллективном договоре, в уставе организации или в принятой в организации инструкции.

          Но если такого договора нет, то фотограф не может без согласия организации использовать свои служебные фотографии и получать за них вознаграждение.

.


Благодарим редакцию журнала Фотомагазин за любезно предоставленный материал

ProPhoto

Библиотека

.



У 1998-2001 Агентство Профессиональной Фотографии    
Тел.: (095) 790-54-88, E-mail: app@aha.ru

Rambler's Top100 Service