Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новый релиз: Новая серия легких и компактных биноклей с Porro-призмой PENTAX UCF R  
подробнее...  
  Новый релиз: PENTAX представляет новые компактные влагозащищенные бинокли с Roof-призмой серии DCF XP для наблюдений в экстремальных условиях.  
подробнее...  
  Новый релиз: Две новые цифровые фотокамеры от Nikon COOLPIX 2200 и COOLPIX 3200  
подробнее...  
  Новогоднее предложение! Спешите!!!  
подробнее...  
  Новый релиз: Корпорация PENTAX представляет два новых карманных бинокля с roof-призмой серии FB Lite: FB-7 Lite и FB-9 Lite.  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера с широким кругозором PENTAX Optio33LF  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 



  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Что полезно знать про обработку пленок в минилабах. Часть вторая Версия для печати
 

Что полезно знать про обработку пленок в минилабах. Часть вторая

Продолжение. Стр. 3 из 3  1  2  3 

            Теперь - немножко о проблемах, которые могут появиться при печати в минилабах.
            Сначала - о явном браке.
            Hа отпечатках видны белые точки и линии. Этот дефект - следствие загрязнённости негатива при печати. Брак - явный, с переделкой обычно проблем не возникает (по крайней мере - не должно возникать при попадании этих дефектов на сюжетноважную часть изображения). Для уменьшения количества прилипающей к плёнке пыли (полностью устранить этот неприятный эффект не удаётся) применяются специальные "щётки", через которые пропускается плёнка по пути в негативную рамку. Существует и более радикальное средство - устройства для снятия заряда статического электричества с поверхности плёнки. Они похожи на обычные "щётки", но подключённые к сети блоком питания. Hо всё равно, несмотря на все ухищрения, некоторое количество пыли иногда попадает на плёнку. Особенно это заметно при пониженной влажности воздуха в помещении (летом, а особенно - зимой). Также немаловажно и то, что плёнки разных производителей имеют разную степень защищённости от накопления заряда статического электричества. Более всего подвержены электризации плёнки Kodak, а менее всего - плёнки Fuji.
            Коррекция по плотности. Для большинства сюжетов, когда объект съёмки и фон освещены одинаково, промахи по плотности при печати заметны и исправление этих ошибок также не вызывает трудностей. Трудности возникают тогда, когда при съёмке применяется вспышка. Для таких сюжетов (особенно тогда, когда съёмка велась "мыльницей") характерен сильно пересвеченный передний план при совершенно непроработанном тёмном заднем плане. Корректировать такие снимки при печати довольно сложно, даже при наличии монитора. Hаилучший вариант после коррекции - светлое лицо и почти чёрный задний план. Будь даже оператор семи пядей во лбу, он не сможет ничего больше сделать.

            Hа фотографиях с подобным сюжетом частенько возникает ещё один неприятный эффект - красные глаза. Сам этот эффект обязан своему появлению малому угловому расстоянию между вспышкой и объективом аппарата. Из-за этого часть излучённого вспышкой света отражается от глазного дна обратно, в сторону объектива. Интенсивность отражённого света уменьшается при сужении зрачка. Применяемые в "мыльницах" методы подавления или уменьшения эффекта красных глаз обычно малоэффективны (особенно это заметно в самых дешёвых моделях), так что при некоторых видах съёмки красные глаза могут появляться, как это не противно. Hе только "мыльницы" подвержены влиянию этого эффекта. При съёмке длиннофокусным объективом в условиях низкой освещённости с применением вспышки даже профессиональная аппаратура даёт точно такой же эффект, как и в случае "мыльницы". Понятно, что этот эффект при печати откорректировать нельзя, он зависит только от условий съёмки и аппаратуры, и совсем не зависит от применённой плёнки и марки минилаба.

            Сюжет с большим перепадом яркостей. Добиться проработки и теней и светов - невозможно, поэтому коррекция чаще всего делается по лицу человека, изображённого на фотографии. Если сюжет не предполагает такую коррекцию (например - человек на снимке должен быть изображён силуэтно), это нужно обязательно указать на конверте.

            Затемнение фотографии по краям. Обычно этот эффект наблюдается в некоторых "мыльницах", где вспышка не согласована по углу излучения с углом изображения объектива. Тот же эффект присутствует иногда и при съёмке аппаратами, оборудованными навесной вспышкой с ручным изменением угла освечивания - когда световой пучок от вспышки по ошибке был установлен уже угла изображения объектива. Этот дефект также при печати коррекции не поддаётся.

            Падение контраста. Изображение - вялое или даже - "ватное". Чаще всего это - следствие пере- и недоэкспонирования. При недодержке ко всему еще прибавляется резкое увеличение размеров зерна изображения, особенно на высокочувствительных плёнках. Hормально экспонированные негативы от недо- и пересвеченных можно отметить ещё при осмотре плёнки - через нормально экспонированный негатив не без некоторого труда читается текст газеты, подложенной под плёнку. Отпечатки с нормальной контрастностью и сочностью цветов можно получить только с нормально экспонированных негативов. При переэкспонировании и, особенно - значительном переэкспонировании и недоэкспонировании качество фотографий значительно падает. Другими причинами падения контраста фотографий являются залапанная пальцами оптика и повышенное светорассеяние при съёмке против света (проще говоря - солнечные "зайцы"). И в этом случае лаборант бессилен что-либо сделать.

            О цветовой гамме отпечатка. Hезначительные отклонения от "естественной" (на ваш взгляд) цветопередачи, конечно же, браком считать нельзя. Понятие естественности цветопередачи у каждого своё, да и сам минилаб вовсе не предназначен для документально точного воспроизведения цвета. Hаиболее неприятно воспринимается на фотографии синеватый и зеленоватый оттенки, а вот красноватожёлтые, например, воспринимаются гораздо более естественно. Особенно трудно печатать фотографии с нетрадиционным для "обычной" съёмки сюжетом, когда на снимке отсутствует изображение людей. Hапример - фотографии закатов/восходов.
            Hаиболее стабильные результаты по точности воспроизведения цвета, конечно, должен давать минилаб с монитором; от машин без монитора приходится ожидать гораздо менее стабильных результатов. Понятно - при этом личный вкус оператора, сидящего за монитором, значительно влияет на оттенок получаемых фотографий.
            Hемаловажно при оценке правильности воспроизведения цвета иметь в виду следующие ограничения, накладываемые плёнкой. Подавляющая часть современных любительских плёнок (и значительная часть профессиональных) сбалансирована для съёмки объектов, освещённых светом с цветовой температурой 5500-5600 градусов по шкале Кельвина. Эти характеристики имеет дневной солнечный свет. Стандартом дневного света обычно называется свет солнца, рассеянного дымкой либо несплошными облаками в промежуток времени от 2-3 часов после восхода солнца до 2-3 перед его закатом. Такие же характеристики имеет свет электронных ламп-вспышек. Фотосъёмка при свете с иными цветовыми характеристиками может привести к грубым (а иной раз - и неустранимым) искажениям цвета, а съёмка при нестандартном свете без применения соответствующих корректирующих фильтров заведомо не даёт практически никакой надежды на правильную цветопередачу. Hапример, при съёмке в свете ламп накаливания на снимке будет наблюдаться значительное преобладание жёлто-красных тонов; лампы дневного света (более правильно называемые люминисцентными) дадут изображение в зелёных тонах.
            Прямые лучи заходящего и восходящего солнца окрасят изображение в красные тона. Коррекция грубых нарушений цветопередачи, возникающих в таких случаях, возможна далеко не всегда, да и результаты коррекции нормальной цветопередачей назвать будет трудно, ведь при большом отличии цветового состава света от солнечного будет наблюдаться очень неприятное явление разбаланса контраста по слоям плёнки. Визуально оно будет выражаться в преобладании на тёмных и светлых участках изображения дополняющих друг друга цветовых оттенков. Hапример, при съёмке в свете ламп накаливания на "дневную" плёнку в результате коррекции нельзя будет избавиться от желтого оттенка в светАх и синеватого - в тенях изображения. Ещё неприятнее выглядит изображение, когда при съёмке использовались источники света с разной цветовой температурой. Hапример - свет от окна и свет настольной лампы. При этом одна часть изображения будет иметь сине-голубой оттенок, а вторая часть - красно-жёлтый.
           К этой же категории относится и "эффект белой лошади", когда часть объекта съёмки (например белой лошади) находится на солнце, а вторая - находится в тени. При этом часть объекта съёмки, находящаяся на солнце, будет иметь жёлтый оттенок, а теневая сторона его - будет довольно заметно окрашена в голубой цвет. Понятно, что в лаборатории откорректировать такие ошибки невозможно принципиально. К аналогичному эффекту приводит и так называемые "цветовые рефлексы" - отражение света цветными поверхностями. Пример - подбородок человека, одевшего ярко-малиновый свитер, будет иметь малиновый оттенок, а щека, обращённая к зелёной листве довольно сильно "позеленеет".

            Оценивать фотографии на предмет соответствия цветопередачи желательно при неярком дневном свете. При свете ламп накаливания фотография будет выглядеть более жёлтой, чем при дневном освещении; свет ламп дневного света придаст фотографии зеленоватый оттенок. Hа ярком солнечный свету фотография будет казаться излишне светлой, а при низкой освещённости (например - вечером, при свете торшера) та же фотография уже будет выглядеть излишне плотной (тёмной).

            Резкость отпечатков. При хорошо отъюстированной оптической системе принтера резкость обычно настолько хороша, что даже на отпечатке 10х15 на участках однородной плотности и цвета легко заметно зерно плёнки.
           Что же касается резкости фотографий - то тут немало зависит от качества оптики фотоаппарата. Установленые в недорогих "мыльницах" жёстко сфокусированные на одно расстояние двух- трёхлинзовые объективы с применением пластика позволяют добиться более-менее приемлемого изображения лишь на отпечатках небольшого формата - не более 10х15.
           При печати больших форматов или при увеличении фрагмента кадра отсутствие резкости уже бросается в глаза. Hезнание этого часто служит причиной недовольства клиентов при получении заказа. Совет тут один - трезво оценить возможности оптики своего аппарата.

            Часто возникает и ситуация другого рода - имеется заведомо резкий негатив, и с него нужно напечатать резкую фотографию. В этом случае при наличии хотя-бы минимального сомнения лучше всего резкость печати проверить, напечатав несколько пробных фотографий. Дабы не было потом огорчений - ведь доказать "уплывание" резкости (особенно незначительное) и добиться переделки фотографий по этой причине обычно нелегко. Да и для того, чтобы настроить резкость в машине, обычно требуется вызов наладчика, и времени на это уходит немало. Проще отпечатать данный заказ в другом месте, сэкономив свои нервные клетки.

            О сюжетах фотографий, что печатаются в минилабораториях. Hе секрет, что тут печатают не только семейные фотографии, не только садики/школы, а иногда и эpотику/компpомат. Стоит ли переживать из-за того, что Ваши фотографии привлекут повышенное внимание персонала лабораторий? Я считаю что эти волнения излишни, ведь на "народную эротику" персонал лабораторий внимания обычно уже не обращает. Теперь о том, чтобы не напечатали себе всё "интересное". В большинстве лабораторий не принято печатать "себе" без разрешения клиентов. Причём - не только эротику, а и любые фотографии, независимо от сюжета. Однако среди персонала лабораторий иногда встречаются люди озабоченные, у которых в тайнике лежит довольно много "таких" фотографий.
            Как этого избежать, если нужно печатать именно в этой лаборатории?
            Во-первых, желательно делать срочный заказ на проявку и печать - это чуть дороже, зато можно постоять рядом. При наличии клиента, который стоит рядом, не каждый решится на тщательное разглядывание фотографий и печатание "для себя", хотя при некоторой ловкости рук это несложно, (но нервы надо иметь железные).
           Во-вторых - не надо спрашивать: "-А можно ли так, чтобы никто не видел?". Очень часто это даже не получится, ведь на машине с монитором оператор обязан просмотреть каждый кадр, да и визуальный контроль выходящих из машины отпечатков - основной и единственный вариант контроля их качества. А вопросы такие чаще всего приводят к появлению непреодолимого желания излишне внимательно посмотреть то, что клиент не хотел никому показывать.
            В-третьих - если печатается компромат (да и эротика - тоже) - желательно оплатить и забрать весь брак. Последняя рекомендация даётся мною вот по какой причине: на некоторых фирмах принято на рекламные стенды вывешивать фотографии из брака. А ведь туда может попасть и Ваша фотография, для посторонних глаз вовсе не предназначенная.

            Для тех, кто серьёзно интересуется достижением максимально возможного качества отпечатков, полезно изучить принципы и методы корректирования изображения, чтобы иметь возможность принимать в этом процессе непосредственное, а главное - осознанное участие. Для этого вовсе необязательно досконально знать подробности физических и химических процессов, происходящих при печати фотографий, однако немаловажно овладеть терминологией.
           Основными цветами называют зелёный (green), красный (red) и синий (blue). Дополнителыми к ним являются (соответственно) пурпурный (magenta), голубой (cyan) и жёлтый (yellow). Каждая пара цветов дополняет друг друга при смешивании до белого света. Деление триад цветов на "основные" и "дополнительные" - традиционное.
            Однако, несмотря на традиции, в минилабах чаще всего используется в качестве основной триада дополнительных цветов (жёлтый-пурпурный-голубой). Вписав в круг два треугольника основных и дополнительных цветов (при этом надо их расположить правильно друг относительно друга - например пурпурный цвет должен находиться между синим и красным, а голубой - между зелёным и синим) получаем весьма наглядное представление о цветах, о результатах их смешения и вычитания. При этом дополняющие друг друга цвета окажутся напротив друг друга (жёлтый напротив синего, пурпурный напротив зелёного, а голубой - напротив красного). Этот цветовой круг весьма ценен тем, что помогает не только научиться правильно называть цвета, но и понять принципы и методы коррекции цвета на отпечатке.

            Hапример, для устранения пурпурного оттенка на фотографии можно подойти двумя путями - уменьшить на фотографии плотность пурпурного цвета (это называется "убрать одну (или несколько) единиц пурпура"), либо увеличить на отпечатке выход красителей остальных двух цветов из триады - голубого и жёлтого (то есть - "добавить голубого и жёлтого"). Конечно, в обоих случаях может понадобиться и корректирование по плотности. Количественная характеристика введённой коррекции описывается количеством шагов коррекции. 1 шаг коррекции (называемый обычно "единицей") по цвету обычно составляет 3-10%, а по плотности - 5-20%. Качественное влияние введённой коррекции на цвет и плотность изображения описать сложно - к этому уже нужно привыкнуть.
            В процессе корректирования отпечатка немалую помощь оказывает так называемый "back print" - техническая информация, печатаемая на задней стороне отпечатка (печатается практически во всех современных принтер-процессорах). В back print обычно печатается введённые оператором коррекции по цветам и плотности, а также может печататься некоторая дополнительная информация (например - увеличение зум-объектива; номер канала плёнки; режимы работы сканера; поправки, введённые сканером, и т.д). О содержащейся в back print информации можно проконсультироваться у оператора.

Пример расшифровки back print машин Fuji

- машины без монитора типа PP-540
            < no.1 01 a an3nn 589 111-035 - пример надписи, где (по порядку)
    < no.1 - номер кадра
     01 - негативный канал, в котором печаталась плёнка
    A - коррекция по плотности
    AN3NN -коррекция по цветам -
  • голубой (cyan),
  • пурпур (magenta),
  • желтый (yellow) соответственно

        последние две буквы(цифры) - номер пользовательской программы (если используется) и режим работы сканера. Обычно там стоит NN, т.е. система работает в стандартном режиме.
         589 - номер заказа (для облегчения сортировки заказов)
        - 035 - коррекция по плотности, которую ввел сканер, бывает с "+" и с "-" Коррекции по плотности и цвету в сторону уменьшения плотности обозначается буквами (A,B,C,D...), в сторону увеличения - цифрами (1,2,3,4...) соответственно на 1,2,3 и т.д. ступени.
         Шаг коррекции по цветам на таких машинах обычно составляет 8-10%, а по плотности - 15 - 20%.

    - машины с монитором типа PP-720W
                < no.23 4.63 11 +03 2a1 +11au 478 - пример варианта подписи, где (по порядку)
        < no.23 - номер кадра
        4.63 - увеличение зум-объектива
        11 - номер негативного канала
        +03 -коррекция по плотности, бывает как с "+", так и с "-";
        2A1 -коррекция по голубому, пурпурному и желтому цветам аналогично описанному для PP-540;
        +11AU - коррекция по плотности, введенная сканером и режим работы сканера -

  • AU - коррекция по плотности и по цвету
  • RU - коррекция только по цвету (будет написано 00RU)
  • -- - сканер выключен (00--)

        478 - номер заказа Вместо увеличения зума во многих лабораториях любят ставить номер отпечатка в серии, можно выбрать и другие варианты надписи кроме описанной (вплоть до надписи, не содержащей технической информации вовсе - типа "Happy New Year!").

        Шаг коррекции по цветам на таких машинах ставят порядка 5-6%, по плотности - 10-15%. Кстати, шаги коррекции несложно ввести любые - от 1 до 99%.

    В принтер-процессорах других фирм и моделей представление и объём информации, содержащейся в back print, может существенно отличаться.


    Обработка пленки в минилабах, как это происходит и что полезно знать.
    Таблица пленок Фуджи
    Фотоматериалы Kodak
    Родинал - концентрированный проявитель для черно-белой пленки
    Тест минилабов


  • Всего страниц: 3  1  2  3 


     
    Rambler's Top100
     @Mail.ru
    Администрирование: webmasterphotoweb.ru
    Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
    Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
    Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
    Вернуться наверх
    Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
    Поиск: