Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": 288-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новогоднее предложение! Спешите!!!  
подробнее...  
  Новый релиз: Корпорация PENTAX представляет два новых карманных бинокля с roof-призмой серии FB Lite: FB-7 Lite и FB-9 Lite.  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера с широким кругозором PENTAX Optio33LF  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера Nikon COOLPIX 5400  
подробнее...  
  "Цифровую революцию" в фотографии уже можно считать делом совершившимся. Цифровые методы фотографии, не использующие для получения изображения фотоплёнку, сегодня уже прочно заняли своё место в фотопроцессе очередная статья Сергей Дубильера.  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


Бу в наличии!Авторазборка запчасти с гарантией цены смотрите на сайте
мастерфранц.рф

подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Штативы / Штативы Версия для печати
 

Штативы

Продолжение. Стр. 2 из 5  1  2  3  4  5 

Что такое "шевеленка", и как с ней бороться

Если с фотовидеоштативами и их применением в любительской съемке ситуация достаточно понятна и наглядна, то профессиональное применение штативов предъявляет к их конструкции гораздо более жесткие требования, достаточно большое количество из которых на первый взгляд не столь очевидно. При проектировании профессиональных фотоаппаратов и объективов, в отличие от любительских, редко преследуется цель минимизации их массы любой ценой. Конечно, конструкторы постараются облегчить фотоаппарат, вспышку или объектив там, где можно, без ущерба для прочности, надежности, скорости – более приоритетных характеристик профессиональной аппаратуры. Поэтому и получается так, что профессиональная фотоаппаратура весит достаточно много. Достаточно сравнить, например, вес типичного любительского комплекта фотоаппаратуры (например – аппарат Canon EOS 300 плюс объектив EF 28-90/4-5.6 плюс вспышка SL420EX) с аналогичным профессиональным комплектом из аппарата Canon EOS 1V с бустером, объектива EF 28-70/2.8 L и вспышки SL550EX. И это мы еще не начали взвешивать длиннофокусные светосильные объективы, которыми профессионалам также приходится пользоваться немало! В общем, доля профессионала такова, что ему достаточно часто приходится не только таскать эти тяжести в руках или на плече (остряки даже отпускали шутки на тему веса профессиональной аппаратуры, что "Canon EOS1n – верный путь к искривлению позвоночника"). Самое главное и неприятное – профессионалу приходится подолгу держать свой фотоаппарат практически на весу, не имея возможности расслабить и дать отдых кисти правой руки, на которую и приходится значительная часть нагрузки. Но приводящие мышцы кисти (как, впрочем, и другие мышцы) не могут достаточно долгое время пребывать в напряженном состоянии, они обязательно нуждаются в расслаблении (пусть и кратковременном). Причем нам об этом задумываться совершенно не нужно – организм сам определяет необходимые продолжительность и частоту таких моментов расслабления мышц. Статья наша, конечно, не о тяжкой доле фотографов-профессионалов, и не о физиологии, а о штативах. Тем не менее, к теме штативов это отступление от основной темы непосредственно касается, ведь наблюдаемые в этом случае непроизвольные мускульные усилия (более часто называемые просто "дрожью в руках") – это одна из главных причин появления нерезких снимков. Каково влияние этих физиологических процессов на качество фотографии?

Наверняка многие из вас обращали внимание на то, что некоторые быстро движущиеся объекты, попадающие в кадр, достаточно часто изображаются смазанными, лишенными четких контуров. И вероятность таких смазанных изображений тем больше, чем быстрее движется объект съемки, а также – при пониженной освещенности, требующей применения более продолжительных выдержек. Но смазанные изображения получаются даже в том случае, когда объект съемки был заведомо неподвижен – на этот раз в результате движения камеры во время экспонирования. И большой (заметной на глаз) амплитуды движения при этом не нужно. Для того, чтобы получить"шевеленый "снимок, вполне достаточно самой незначительной дрожи в руках. Особенно это заметно при съемке длиннофокусным объективом – благодаря весьма малому (по сравнению с нормальными и широкоугольными объективами) углу зрения длиннофокусных объективов, малейший "клевок" уже способен значительно снизить резкость снимка. Поэтому среди фотографов бытует правило, что для получения достаточно резкого снимка максимальная продолжительность выдержки при съемке с рук не должна превышать величину, обратную фокусному расстоянию, выраженному в миллиметрах. Например, при съемке широкоугольным объективом с фокусным расстоянием 28мм, "безопасные" выдержки будут короче, чем 1/30с, а для трехсотмиллиметрового телевика "граница безопасности" подскакивала аж до выдержки 1/250 – 1/500с, которую уже далеко всегда реально реализовать, особенно учитывая невысокую светосилу многих длиннофокусных объективов. Хотя и это правило не является правилом точным. В зависимости от усталости фотографа, "ухватистости" и веса фотоаппарата и объектива, а также от весьма большого количества других факторов руки могут дрожать больше или меньше, соответственно – в значительных пределах плавает и граница "безопасной" выдержки, отличаясь в несколько раз даже для объективов с одним фокусным расстоянием.

Впрочем, не будем сваливать всю вину за смазанные снимки на физиологию человека. Большинство современных узкопленочных и среднеформатных профессиональных фотоаппаратов – это однообъективные зеркальные фотоаппараты. Фотоаппарат такого класса, как правило, состоит из достаточно большого количества механизмов, совершающих при работе возвратно-поступательные движения. Из них наибольший вклад в "раскачивание" аппарата в процессе съемки вносят фокальный затвор и привод зеркала. Безусловно, конструкторы фотоаппаратов не оставляют эту проблему без внимания. Технологические изыски и чудеса конструкторской мысли – особые криволинейные траектории движения зеркала, магниевые, титановые, углепластиковые детали в конструкции затвора и привода зеркала, специальные балансиры, успокоители и захваты зеркала приводят к значительному снижению вредных вибраций фотоаппарата, но совсем от них избавиться не получается.

В итоге получается, что аппарат "дрожит" как сам по себе, так и за счет рук, его держащих. На резкость снимка такое "шевеление" аппарата при съемке оказывает далеко не лучшее действие. Резкость, за которую боролись химики и технологи, создавая пленки; резкость, которой добивались оптики и механики, создавая объективы и фотоаппараты, может быть легко и безвозвратно потеряна при съемке. Минимизировать "шевеленку" съемкой на коротких и сверхкоротких выдержках можно, но далеко не всегда чувствительность пленки и освещенность позволят это сделать.

И выход один – это применение штатива, причем штатива профессионального – высокого, крепкого и тяжелого. Рассмотрим параметры, по которым оценивается профессиональный штатив, более детально.

Высота штатива

Среди характеристик штативов один из основных – это его высота в рабочем состоянии. Причем, как правило, приводятся два параметра высоты – максимальная высота в рабочем состоянии и минимальная высота в рабочем состоянии. Что касается минимальной высоты, то тут все более-менее понятно: чем ниже можно опустить аппарат, укрепленный на штативе, тем проще и удобнее заниматься, например, съемкой живой природы или макросъемкой. Кроме того, даже для пейзажных и интерьерных съемок съемка с низкой точки дает очень интересные и необычные ракурсы. А вот на первом параметре – максимальной высоте штатива – стоит остановиться подробнее. Если вам доводилось уже вести съемку со штатива, то наверняка вы имели возможность убедиться, что с точки, значительно более низкой, чем уровень роста человека, открывается совершенно иная, искаженная и непривычная нашему зрению перспектива. Когда же высота штатива позволяет вести съемку с уровня глаз, ракурс получается более привычным, а соответственно – и картинка выглядит естественнее. Иногда, конечно, съемку с низкой точки можно использовать в качестве специального эффекта, но злоупотребление спецэффектами без достаточной для этого мотивации чаще всего воспринимается как признак дурного тона. Кроме того, съемка с высокого штатива, когда аппарат расположен на уровне глаз, гораздо удобнее и менее утомительна, чем съемка со штатива низкого, когда перед аппаратом приходится сгибаться "в три погибели". Чтобы освежить в памяти всю полноту ощущений при этом действии, достаточно проделать небольшой эксперимент – стоя перед замочной скважиной, постараться поглядеть в нее, не касаясь руками двери. Всего через пару минут такого издевательства эксперимент будет однозначно прекращен – стоять в таком положении не только неудобно, но и достаточно болезненно. Поэтому, если вы используете камеру, предназначенную для визирования с уровня глаз, штатив лучше выбирать даже не "впритык", а с небольшим запасом по "росту". Другое дело, если ваша основная камера допускает визирование с уровня пояса или уровня груди (такой способностью обладают, например, среднеформатные камеры с шахтой). Тогда и более низкого штатива будет достаточно для комфортной работы с ним. Но "уровень глаз" для человека среднего роста – это величина порядка 160-170см. Если отнять от этой высоты еще около 5-10см на расстояние между нижней плоскостью аппарата и его видоискателем, то получится величина порядка 150-160см. Просмотрев (даже бегло) каталоги штативов, легко заметить, что среди полупрофессиональных и профессиональных штативов практически не встречаются варианты, когда максимальный "рост" штатива с установленной на нем головкой оказывается меньше, чем эти 150-160 сантиметров. В чем же смысл штативов, имеющих гораздо более высокий рост? Смысл в них, безусловно, есть. В технических данных часто указывается еще одно значение "роста" штатива – высота с опущенной вниз центральной колонной. И этот показатель говорит о "ростовых качествах" штатива даже больше, чем максимальная высота. Дело в том, что максимально выдвинутая вверх центральная колонна штатива – это его самое слабое (в смысле жесткости) место. Поэтому тогда, когда жесткость штатива используется для гашения вибраций, возникающих при работе фотоаппарата, выдвижением центральной колонны более, чем на половину длины, увлекаться не стоит (а иногда ее и вовсе лучше не высовывать). Особенно заметно падение резкости от слишком выдвинутой центральной колонны при съемке на выдержках порядка долей секунд и вертикальном положении аппарата. Данные штативов с учетом этого замечания оказываются гораздо менее оптимистичными – немалая часть штативов, имевшим (как казалось на первый взгляд) нормальный рост, при более внимательном рассмотрении положения вещей оказались весьма "низкорослыми". Это лишний раз доказывает, что "слишком высоким" штатив бывает весьма редко.

Прочность и вес штатива

Эти величины в общем случае связаны как между собой, так и с ростом штатива. Легкий и высокий штатив скорее всего не будет обладать ни хорошей жесткостью, ни достаточной грузоподъемностью. Высокий штатив будет одновременно легким и крепким только в случае использования в его конструкции высокопрочных материалов (например – углепластика), но в этом случае может всплыть фактор цены – углепластиковые штативы гораздо дороже, чем сделанные из традиционных материалов. В остальных случаях – увы – штатив может быть либо легким и крепким, но маленьким; либо крепким и большим, но тяжелым. "Крепкость" штатива – это величина, которую тяжело выразить в каких-то цифрах. Поэтому при выборе штатива стоит прощупать побольше штативов собственноручно, прислушиваясь к собственным ощущениям. И тогда уже решать, вызывает ли данный штатив у вас уверенность в его непоколебимости под дрожью аппарата, или лучше будет поискать более прочный штатив.

Конечно, не все профессиональные штативы одинаковы. Они значительно отличаются по цене, весу, размерам и грузоподъемности. Среди них есть и относительно компактные конструкции, и штативы специального назначения. Но общая черта в конструкции профессиональных штативов все-таки есть. Как и все инструменты профессионального назначения, штативы этого класса хороши высоким качеством исполнения, надежностью и достаточным запасом прочности, а также применением в их конструкции исключительно высококачественных материалов и тщательно продуманных технологических решений.

Осторожно, но выбирай!

При выборе штатива по размеру и "мощности" весьма удобно руководствоваться двумя простыми правилами:

Правило первое: штатив никогда не бывает излишне крепким, излишне высоким, излишне универсальным, излишне удобным. А вот излишняя экономия на параметрах штатива и головки чаще всего оборачивается снижением технического качества фотографий.

Правило второе: не забывайте, что штатив сам не ходит, таскать его придется именно вам. Поэтому важно вовремя остановиться, оценив свои силы. Лучше иметь невысокий и легкий штатив, взятый с собой, чем высокий, крепкий и тяжелый, но оставленный дома по причине неподъемности или неудобности в переноске.

"Составные части" штативов

Большинство профессиональных и полупрофессиональных штативов состоят, как минимум, из двух отдельных функциональных блоков – собственно штатива (иногда для ясности называемого "ногами") и головки. Достаточно часто съемной или даже сменной бывает и центральная колонна штативов.

Штативная головка – устройство, при помощи которого осуществляется крепление аппарата к штативу. Кроме функции надежного и удобного крепления аппарата к штативу, при помощи головки реализуется и необходимая для кадрирования возможность разного рода наклонов и поворотов фотоаппарата относительно штатива. Наиболее распостранены головки двух типов – 3D-головки и шаровые головки. Один из важных параметров штативной головки – это ее максимальная нагрузка. Эта характеристика головки определяет ее способность жестко и надежно фиксировать укрепленный на ней фотоаппарат. При выборе подходящих для своих целей штатива и головки, желательно соблюдать баланс характеристик максимальной нагрузки головки и штатива. Слишком легкая головка с небольшой грузоподъемностью не даст возможности реализовать возможности, которые дает применение тяжелого и прочного штатива, а крепкая, тяжелая и дорогая штативная головка, установленная на легком компактном штативе, не будет иметь преимуществ перед более дешевой, легкой и компактной. Большинство производителей штативов дают рекомендации по совместному применению штативов и головок собственного производства, к которым имеет смысл прислушаться. В ряде случаев профессиональные и полупрофессиональные штативы даже продаются в комплекте с наиболее подходящей по характеристикам головкой.

3D-головки

3D-головки, как понятно из их названия, обеспечивают наклоны и развороты фотоаппарата относительно ног штатива в трех независимых плоскостях. Для этого в конструкции 3D-головки предусмотрены три взаимно перпендикулярных независимых оси вращения, каждая из которых оснащена своим собственным фиксатором, позволяющим корректировать положение фотоаппарата в каждой плоскости отдельно. В большинстве головок фиксаторы одновременно выполняют и роль рычагов, благодаря которым все наклоны и повороты аппарата, установленного на штативе, производить не только удобнее, чем удерживая аппарат за корпус, но и гораздо точнее. Типичная 3D-головка обеспечивает 360-градусное (полный круг) вращение аппарата вокруг вертикальной оси, наклон его вперед на угол не менее 90 градусов, назад – на угол 15-30 градусов, а также наклоны вбок – не менее 90 градусов в одну сторону (для возможности съемки вертикальных кадров) и 15-30 градусов в обратную сторону. Такие возможности 3D-головки позволяют осуществлять практически все необходимые варианты наклона фотоаппарата при съемке.

Шаровые головки

Шаровые головки получили свое название благодаря большому металлическому шару, составляющему основу их конструкции. Будучи укрепленным в специальной обойме, оснащенной регулируемым устройством прижима (фиксации), такой шар может совершать вращательные движения в любой плоскости. К шару прикреплена площадка, на которую устанавливается фотоаппарат. Соответственно, фотоаппарат может быть надежно и оперативно зафиксирован в любом положении. Для повышения удобства и расширения возможностей некоторые из шаровых головок оснащаются дополнительными устройствами, расширяющими возможности применения головок и увеличивающими удобство работы с ними. К примеру, профессиональные шаровые головки Manfrotto 168 и Gitzo G1377M имеют дополнительные механизм панорамирования (возможность вращения укрепленного на головке фотоаппарата вокруг вертикальной оси, не используя фиксатор основного шара) и устройство контроля прижима шара (tension control – регулировка уровня минимального усилия, которое нужно приложить для изменения положения (наклона) шара при отключенном основном фиксаторе).

Вопрос о том, какие же головки наиболее удобны – 3D или шаровые – это уже больше вопрос личных предпочтений, особенностей применяемой фототехники и приемов съемки. Обычно считается, что шаровые головки более компактны и оперативны в работе, а 3D-головки позволяют более удобно и тщательно корректировать наклон аппарата по каждой из осей.



Всего страниц: 5  1  2  3  4  5 



  См. также:
Бу в наличии!Авторазборка запчасти с гарантией цены смотрите на сайте
мастерфранц.рф

.

 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


Запчасти peugeot
Бу в наличии!Авторазборка запчасти с гарантией цены смотрите на сайте
мастерфранц.рф