Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": 288-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новый релиз: Цифровая фотокамера с широким кругозором PENTAX Optio33LF  
подробнее...  
  Новый релиз: Цифровая фотокамера Nikon COOLPIX 5400  
подробнее...  
  "Цифровую революцию" в фотографии уже можно считать делом совершившимся. Цифровые методы фотографии, не использующие для получения изображения фотоплёнку, сегодня уже прочно заняли своё место в фотопроцессе очередная статья Сергей Дубильера.  
подробнее...  
  Тема покупки Б/У фототехники как в комиссионных магазинах, так и другими путями, будоражит умы многих. О плюсах и минусах подобных покупок расскажет Сергей Дубильер в своей новой статье.  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 



подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Штативы / Штативы Версия для печати
 

Штативы

"Штативы - приспособления для установки фотоаппарата ... с обеспечением неподвижности при съемке. Большинство штативов для фотоаппаратов выполнено в виде треножной конструкции с площадкой или штативной головкой." ["Краткий справочник фотолюбителя"]

Статью о штативах и использовании их в фотосъемке нельзя не начать с исторического экскурса, ведь штативы в фотографии применяются с самых первых ее шагов. Достаточно низкая светочувствительность первых поколений фотоматериалов в сочетании с весьма малой светосилой оптики вынуждали фотографов применять при съемке длительные выдержки. Даже при съемке на улице солнечным днем продолжительность выдержек измерялась минутами, а поэтому о съемке с рук не могло быть и речи. С другой стороны, фотокамеры тех лет являли собой монументальные произведения из дерева и металла весьма внушительных размеров и веса, так что даже при появившейся позднее (благодаря увеличению светочувствительности фотопластинок и светосилы объективов) возможности использования моментальных выдержек, съемка в любом случае велась со штатива, который являлся, по сути, обязательным аксессуаром в арсенале любого фотографа.

Начало-середина 20-го века. Бурное улучшение характеристик фотоматериалов и оптики привели к возможности резко укоротить выдержки при съемке, а также – уменьшить размеры негатива (и соответственно – массогабаритные параметры фотоаппарата). Попросту говоря – аппарат стал меньше, легче и им теперь можно было снимать с рук, без штатива. Это дало огромный толчок развитию фотографии, в первую очередь фотографии репортажной и любительской – ведь фотограф, освобожденный от обязательного таскания штатива, стал гораздо более мобильным и "легким на подъем", не говоря уже о том, что фотоаппарат всегда можно было захватить с собой не только специально, отправляясь на съемку, но и просто так, на всякий случай.

Тем не менее от эпизодического применения штативов не отказались даже фотографы-любители. Желание фотографа видеть себя на семейных и групповых фотографиях, быть не "сапожником без сапог", а полноправным участником событий, выступало причиной иметь штатив в своем арсенале.

Фотографы-профессионалы использовали штатив гораздо шире – профессиональные аппараты "сбрасывали вес" и уменьшались в размерах гораздо медленнее, чем любительские. Да и к резкости профессиональных фотографий предъявлялись гораздо более жесткие требования, чем к любительским. Тем более что в студиях, например, без штатива фотографировать было просто невозможно – электронных импульсных осветителей тогда еще практически не было, а съемка при свете ламп накаливания требовала достаточно продолжительных выдержек. Штатив, обеспечивающий максимальную неподвижность камеры во время съемки, также весьма актуален при съемке макро сюжетов, ночных сцен, при использовании длительных выдержек, мультиэкспозиции и так далее.

Со временем фотоаппараты стали совершеннее, улучшились качественные характеристики фотопленки и оптики.

А как же штативы?

Штативы тоже совершенствовались, становились разнообразнее, легче, прочней, удобнее, видоизменяясь в соответствии с возлагаемыми на них задачами. Поэтому классифицировать и описывать штативы мы будем именно с точки зрения их применения, а значит – попадут в этот наш обзор в первую очередь те группы штативов, которые наиболее часто используются в любительской и профессиональной фотосъемке.

"Сам себе фотограф"

Одно из самых очевидных применений штатива – для целей "автопортретных". Штатив и автоспуск – верные помощники фотографа в тех случаях, когда ему хочется быть вместе с семьей (друзьями, любимой девушкой) не только в жизни, но и на фотографиях.

Теоретически выбор штатива для такого применения неограничен – главное, чтобы штатив стоял устойчиво, не падая под весом укрепленного на нем фотоаппарата. Практически на выбор штатива влияют еще его компактность, вес и быстрота приведения в рабочее положение. Поэтому для владельцев компактных P&S-камер (часто называемых просто "мыльницами") будут интересны в первую очередь самые легкие и компактные штативы, позволяющие быстро установить камеру на ровной горизонтальной поверхности.

Soligor MT-100 – типичный представитель самых маленьких микро-штативов типа "паучьи ножки", предназначенных для установки компактных камер на горизонтальной ровной поверхности, расположенной на достаточной высоте (например – на столе или на полке в комнате, на парапете в парке, на капоте автомобиля). Гибкие ножки этого штатива с шариками на конце одновременно берут на себя и роль штативной головки, позволяя ориентировать направление "взгляда" фотоаппарата в соответствии с творческим замыслом фотографа. Сверхкомпактные размеры (высота – всего 12см), малый вес (50 грамм) и незначительная цена этого штатива делают его весьма полезным и совершенно необременительным дополнением к компактной фотокамере, оснащенной автоспуском.

Штативы Slik Mini и Slik Mini Pro – невысокие, но достаточно крепкие, построенные по традиционной схеме (телескопические трубчатые "ноги" и выдвигающаяся центральная штанга). За счет уменьшения количества секций и укорочения "ног" и центральной колонны штативы эти получились достаточно крепкими, но при этом – низкими. Основное применение этих штативов – установка и фиксация фотоаппарата на небольшой высоте от поверхности, а благодаря достаточной их жесткости эти штативы пригодны и для съемок с низкого ракурса не только "мыльницами", но и легкими зеркалками. Несколько иную конструкцию, но совершенно идентичное назначение имеют штативы типа Manfrotto 209 (Bogen 3007).

Многосекционные (9-10 секций) штативы типа Cullmann 5011 Pronto и Soligor MT-210 обладают гораздо большей высотой (порядка 100-135см), что позволяет устанавливать компактный фотоаппарат на достаточной высоте в любом месте, а не только на столе или подобных поверхностях. Жесткость такого штатива невелика, поэтому идею использовать их для установки не только компактных, но и легких зеркальных фотоаппаратов (типа Olympus IS300 или Canon EOS3000n kit 28-80) мы советуем проводить в жизнь осторожно, и не рассчитывая на хорошую резкость, ведь жесткость подобного многосекционного штатива недостаточна для демпфирования возникающих при работе аппарата вибраций. Для этого лучше использовать более крепкие (правда – гораздо большие в размерах) компактные штативы типа Cullmann 52013, Slik Compact, Slik Compact XL.

"Ночью без вспышки? Это запросто!"

Одни из первых сюжетов, для съемки которых любитель решается обзавестись штативом – это ночные снимки. Сюжеты для ночных снимков придумать сейчас не проблема. В большинстве крупных городов несложно найти красиво подсвеченные здания, оживленные дороги или другие сюжеты для съемок на длинных выдержках. Длинные и сверхдлинные выдержки производят буквально волшебное действие, превращая обычные, казалось бы, виды и сюжеты в совершенно неузнаваемые – яркие, сочные, красивые и одновременно необычные. Но ночные съемки (как и любое другое применение длинных и сверхдлинных выдержек) немыслимы без штатива, предотвращающего смещения фотоаппарата при съемке. Легкие, недостаточно прочные и невысокие штативы, предназначенные только для использования с автоспуском, для съемок ночью не годятся. В ночных съемках, как и в других случаях съемки с длинными выдержками, уже есть смысл использовать более крепкий и жесткий штатив, соответственно имеющий несколько больший вес и сравнительно большие размеры. Конечно, профессиональный тяжелый штатив для этого не всегда нужен. Поэтому для такого любительского применения выпускается немало штативов, имеющих несколько облегченную (в сравнении с профессиональными моделями) конструкцию. Штативы этой группы обычно называют "фотовидеоштативами", поскольку они одинаково пригодны и для любительской фотографии, и для любительской видеосъемки. Покупка фото-видео штатива для нужд любительской фотосъемки – весьма распостраненный вариант для любителей самого разного уровня. Положительным моментом, делающим покупку штатива такого класса привлекательным мероприятием, служат его относительно невысокие цена и вес. Штативы этого класса уже неплохо справляются со своим назначением, заодно помогая начинающему фотографу понять, какие функции и параметры штатива будут для него оптимальными в дальнейшем. Широкое применение в конструкции штативов такого класса деталей и узлов из композитных и полимерных материалов благотворно отражается на их весе и стоимости, однако не всегда лучшим образом сказывается на их надежности, жесткости и механической прочности – далеко не все из них рассчитаны на длительный срок эксплуатации. Штативы такого типа выпускаются самыми разными фирмами – в продаже можно найти как штативы всемирно известных производителей (Cullmann, Slik), так и "безродные" штативы неизвестного происхождения с надписями "professional" и хиленькими пластмассовыми креплениями.

Правила выбора штатива этой категории весьма просты. Из нескольких более-менее подходящих вам по весу и размерам штативов лучше остановить свой выбор на самом мощном и крепком. Зажимы, фиксирующие выдвижение секций "ног", должны защелкиваться легко, без излишних усилий, но при этом достаточно хорошо выполнять свою функцию – штатив не должен делать попыток "складываться" под нагрузкой, даже значительно превышающей вес фотоаппарата. Центральная штанга штатива в зафиксированном состоянии не должна иметь люфтов. Ни один из узлов или креплений не должен вызывать явной неуверенности в прочности или долговечности.

Немалое значение для применения фотовидеоштатива в фотосъемке имеет конструкция и качество исполнения головки, служащей для крепления и ориентирования фотоаппарата. Площадка, к которой крепится фотоаппарат, должна без приложения излишних усилий к ручкам и зажимам надежно фиксироваться в любом положении. Фиксация съемной платы (если она есть) должна быть надежной, без люфтов. Весьма желательно, чтобы штативная головка допускала наклон платы с закрепленным на ней фотоаппаратом на 90 градусов вбок для съемки вертикальных кадров. Аппарат при этом должен надежно фиксироваться в выбранном положении, не делая попыток "сползти" в какую-либо сторону под своим весом.

Достаточно хороши и долговечны фотовидеоштативы, выпускаемые компаниями Cullmann GmbH (штативы Cullmann серий 3000, 2000 и 1000) и Slik Corporation (штативы Slik серии "U"). Вполне приемлемые варианты штативов можно также найти и среди продукции, выпускаемой под марками Hama, Soligor, Vivitar и Unomat.

Впрочем, если штатив будет использоваться только для ночных съемок, не стоит стремиться купить самый тяжелый, крепкий, устойчивый и высокий штатив. На длинных (порядка десятка секунд и более) выдержках штатив должен лишь хорошо фиксировать положение фотоаппарата, а без демпфирования возникающих при работе механизмов фотоаппарата колебаний (о них мы более подробно расскажем ниже) можно обойтись – вклад этих колебаний в снижение резкости изображения вследствие длительной выдержки весьма мал. Объяснить этот, казалось бы – парадоксальный, эффект весьма легко – колебания фотоаппарата, вызванные работой механизмов зеркала и затвора, быстро (в течение долей секунды) затухают, а далее аппарат уже стоит совершенно неподвижно, благо движение (работа механизмов аппарата) уже отсутствует. В этом случае, конечно, аппарат нужно обезопасить и от внешних источников вибраций – в первую очередь от пальцев, нажимающих на спусковую кнопку. Поэтому при съемках с применением длительных выдержек должны обязательно использоваться специальные приспособления для дистанционного спуска затвора аппарата – механические или электронные "троссики", либо – инфракрасные пульты дистанционного спуска. Впрочем, если задержка спуска на несколько секунд не имеет значения, то для спуска затвора аппарата при съемке со штатива можно отлично использовать и встроенный в большинстве аппаратов автоспуск.

В развитие темы применения штативов в ночных съемках позволим себе дать еще один совет любителям этого жанра. Далеко не все поверхности, на которые можно установить штатив во время ночных съемок, являются на самом деле неподвижными. К числу таких поверхностей относится подавляющее большинство автомобильных и пешеходных мостов, виадуков и путепроводов. Движущиеся по мосту (путепроводу) автомобили и пешеходы приводят к мало заметной на вид, но пагубно отражающейся на резкости снимков вибрации. Даже применение в таких случаях профессионального прочного и тяжелого штатива не позволит сделать резкие снимки. В некоторых случаях вибрации могут возникать и при отсутствии движения по мосту – на этот раз за счет аэродинамических эффектов (проще говоря – влияния ветра). Поэтому, если вид оказывается красивым и притягательным только с точки съемки, расположенной на мосту, то устанавливать штатив желательно как можно ближе к опоре моста. Подобный эффект отрицательного влияния на резкость при использовании штатива и длительных выдержек от проезжающего неподалеку транспорта может проявляться и в других случаях – иногда не только трамвай, а даже автомобиль может быть причиной появления смазанных ночных снимков. В этом случае рекомендуется обязательно делать при съемке несколько дублей, из которых потом можно выбрать наиболее резкий.



Всего страниц: 5  1  2  3  4  5 




.
  См. также:

 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск: