Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новая цифровая камера: Nikon COOLPIX 5200  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Casio EXILIM PRO EX-P600 – 6-мегапиксельная компактная профессиональная модель с объективом Canon  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : PENTAX Optio30 — удобный и простой в обращении компактный цифровой фотоаппарат  
подробнее...  
  Новая цифровая камера: CASIO QV-R41 с 4-Мегапикселями c большим ЖК-дисплеем 2,0 дюйма и простым управлением  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Pentax Optio S40  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Nikon D70 с 6.1 млн. эффективных пикселей  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Nikon COOLPIX 8700 с 8.0 млн. эффективных пикселей и 8-кратным зум-объективом Zoom-Nikkor ED  
подробнее...  
  Новая версия программного обеспечения 1.10 для PENTAX *Ist D  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 


Портрет по фотографии на заказ!
подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Фотопленка Kodak 2002. Часть 2. Тесты Версия для печати
 

Фотопленка Kodak 2002

Часть 2. Тесты

Развитие и совершенствование цифровых технологий в фотографии происходит чрезвычайно стремительно, особенно в последнее время. Это позволяет говорить уже не только о возможности, а в ряде случаев (например – в сфере спортивной репортажной фотографии) – даже о необходимости полного перехода на цифровые технологии.

Столь быстрое развитие цифровой фотографии ассоциируется некоторыми "горячими головами" со смертью традиционных – "плёночных" – методов фиксации изображения.

Однако подобные разговоры о "революции" в фотографии, связываемой с полным переходом на цифровые методы фиксирования изображения, постепенно стихают. Вместо них приходит понимание того, что никакой "войны" между цифровыми и плёночными технологиями нет, а следовательно – и о "полной победе" какой-то одной из них говорить бессмысленно. Разумно используя вместе обе эти технологии, можно не только сложить их достоинства, но и избавиться от специфических недостатков, присущих каждой из них.

Именно за совместным существованием цифровой и плёночной технологий – будущее фотографии, по крайней мере на ближайшие несколько лет. Поэтому совершенствование самого важного звена традиционной технологии фотографии – фотоплёнки – не останавливается до сих пор. Ведущие компании-производители фотоматериалов постоянно радуют нас появлением новых, более совершенных плёнок. Характеристики фотоплёнок последних поколений настолько высоки, что ещё несколько лет назад они бы показались просто фантастическими и нереальными. Поэтому в данной статье мы вновь обратимся к традиционным – плёночным – методам получения изображения.

Одним из ключевых компонентов традиционной (галогенидосеребряной) технологии получения фотографического изображения является фотоплёнка. Именно на плёнке происходит фиксация изображения, создаваемого на её поверхности объективом. Поэтому данные плёнок накладывают значительный отпечаток на характериcтики получаемого в итоге изображения.

Фотоплёнку, в отличие от матрицы цифровой фотокамеры, можно рассматривать и как элемент внесения фотографом индивидуальности в процесс создания изображения. Ведь каждая из присутствующих на рынке плёнок обладает своей, неподражаемой гаммой параметров, отличаясь от соседок по прилавку не только цветом коробочки, чувствительностью или количеством кадров, но и своеобразными оттенками и нюансами цветопередачи.

И, всё-же, разнообразие наименований и широчайший выбор фотоплёнок на витринах фотомагазинов поражает даже искушенный взгляд. Особенно велик ассортимент цветных негативных плёнок. И столь большой ассортимент радует в основном тогда, когда плёнку покупать не нужно. А вот когда нужно определиться с покупкой плёнки – вот тогда столь широкий выбор уже не только не радует, а иногда даже и удручает. Ведь, если бы выбора не было, было бы, наверное, проще? И не приходили бы в голову как до, так и после покупки плёнки мысли: "- А может нужно было купить другую плёнку?"...

Ведь, понятно, покупая фотоплёнку, хочется выбрать из всего ассортимента самую лучшую, заодно затратив как можно меньше денег на эту покупку.

"Какая плёнка самая лучшая?"

Продавцам фотомагазинов и фотолабораторий такой вопрос приходится слышать от покупателей довольно регулярно. Наверняка и многим из нас такой вопрос тоже не давал покоя.

Мы тоже задались этим вопросом, решив попытаться найти эту пресловутую лучшую плёнку, а заодно - определив параметры, по которым эта плёнка должна превосходить все остальные.

Описание всего многообразия фотоплёнок, присутствующих на рынке нашей страны, вы можете найти в статье "Современные фотопленки. 2001 год". Но для определения лучшей плёнки одного описания недостаточно. Самый лучший вариант определения лучшего – это сравнение, поэтому в данной статье мы попытаемся путём сравнения не только найти лучшую плёнку, но и понять, почему же она лучшая, какие для этого у неё должны быть характеристики, и чем она должна отличаться от остальных плёнок.

Сравнивать между собой все негативные плёнки, присутствующие на рынке нашей страны, мы сейчас не будем. Такое сравнение, возможно, было бы интересно, но корректно его провести практически невозможно. Ведь все производители, как правило, рассчитывают характеристики плёнок с учетом того, что печать фотографий будет производиться на соответствующей бумаге (производимой этой же фирмой). При обработке как бумаги, так и плёнки для достижения наилучшего результата должны быть использованы соответствующие химикаты, процессы и оборудование.

Такие условия обеспечить очень сложно, да и сравнение такое, наверное, не столь нужно – при обработке плёнок и печати фотографий всё равно прийдётся пользоваться теми возможностями, которые предоставляет конкретная фотолаборатория. Тем более что фотоматериалы аналогичного назначения разных производителей хоть и отличаются друг от друга, но эти различия заключены в тончайших нюансах цветопередачи, а не в значительных искажениях цвето- и тонопередачи.

К тому же, существование нескольких фотоплёнок одинакового (или близкого) назначения, обладающих незначительно различающимися особенностями цветопередачи, даёт возможность дополнительной тонкой оптимизации характеристик получаемого изображения с учетом, например, особенностей личного цветовосприятия или особенностей сюжета. С какой-то стороны это даже замечательно, что в каждой категории плёнок нельзя выбрать ни явного лидера, ни явного аутсайдера – выбор наиболее подходящей плёнки уже становится субъективным, а значит – каждый сможет найти себе плёнку, обладающей наиболее приятной его глазу цветопередачей.

Зато выбор между профессиональной и любительской плёнками, выбор между низкочувствительной и высокочувствительной плёнкой, выбор между плёнками подороже и подешевле – уже обусловлен достаточным количеством объективных факторов. Каждый производитель фотоматериалов, выпуская в свет новую плёнку, всегда учитывает эти факторы и даёт рекомендации по особенностям её использования. Следуя в применении плёнки рекомендациям производителя, потребителю становится легче и проще добиваться желаемых результатов, избегая значительных искажений цвето- и тонопередачи, которые случаются в том случае, если условия применения плёнки (включая экспонирование, обработку и печать) значительно расходились с этими рекомендациями.

Среди всех производителей фотоматериалов компания Eastman Kodak предлагает самый широкий ассортимент негативных цветных плёнок. В производственной программе компании Eastman Kodak есть и любительские плёнки, и плёнки, предназначенные для использования в профессиональной фотосъёмке (причем для каждого вида съёмок можно подобрать специализированную плёнку). Поэтому мы и решили в качестве примера рассмотреть линейку фотоплёнок, выпускаемых компанией Eastman Kodak.

Столь широкий ассортимент плёнок – это не прихоть производителя, и не рекламный ход. Рынок потребителей фотоплёнки чрезвычайно широк и многообразен. И требования, предъявляемые к фотоплёнкам, достаточно сильно различаются даже среди фотолюбителей, снимающих компактными автоматическими P&S-камерами разных классов, не говоря уже о фотографах-профессионалах.

Студийная портретная съёмка и спортивный репортаж, свадебная съёмка и съёмка архитектуры, бытовая и техническая съёмка настолько сильно отличаются друг от друга, что иной раз предъявляют к плёнке диаметрально противоположные требования. Поэтому, наверное, и не существует одной единственной плёнки, максимально удовлетворяющей всем требованиям.

И, всё-же, какая плёнка лучше – любительская или профессиональная, подороже или подешевле, "сотка" или "четырёхсотка"?

Плёнки профессиональные и любительские

Деление на "профессиональное" и "любительское" знакомо большинству из нас не только по фотоплёнкам. Достаточно часто с таким делением мы сталкиваемся, например, по отношению к аудио- или видеоаппаратуре, к инструментам или бытовой технике. И почти всегда надпись "professional" обозначает либо улучшенное качество, либо повышенную надёжность изделия.

В случае с фотоматериалами деление плёнок на профессиональные и любительские – это вовсе не разграничение по качеству. Ведущие производители фотоматериалов поддерживают высокое качество выпускаемых ими любительских плёнок не менее тщательно, чем плёнок профессиональных. Ну а само деление на любительские и профессиональные говорит в первую очередь о предназначении плёнок – их свойства и характеристики наиболее точно соответствуют условиям применения.

Любители

Ещё лет десять-пятнадцать назад фотолюбительством занимались в основном энтузиасты. Разбалтывание реактивов в колбах, проявление плёнки в бачках, печать фотографий в ванной – одни из основных слагаемых фотопроцесса тех лет, лежавшие терниями на пути от съёмки к получению фотографий.

Широкое распостранение минифотолабораторий избавило фотолюбителей от ночных бдений в темной ванной, кучи химикатов, склянок, бачков и кювет, позволив легко и быстро получать цветные фотографии практически недостижимого раньше качества.

Вместе с фотолабораториями пришли в нашу жизнь и компактные фотоаппараты класса P&S (point-and-shot – "наведи и снимай"), чаще всего называемые у нас "мыльницами" за специфическую форму. Для обращения с этими аппаратами не нужно было ни учиться учиться настраивать аппарат, ни запоминать мудрёные понятия о выдержке и диафрагме. Достаточно просто нажать на кнопку, а обо всём остальном уже заботиться не нужно.

На снимках, сделанных на любительскую пленку, наблюдается очень высокий контраст.
Всё это привело к тому, что фотографированием занимается большинство из нас. Все сколько-нибудь важные события – праздники, отпуск, дни рождения и так далее – обязательно запечатлеваются на фотоплёнке. Альбомы семейных фотографий месяц от месяца становятся всё толще и многочисленней. Особенно это заметно в семьях, где подрастают дети – каждый шаг ребёнка хочется запечатлеть на фотографии и сохранить в семейном альбоме.

Но события, достойные того, чтобы быть отмеченными на плёнке, в обычной жизни встречаются не каждый день, да и по пол-плёнки на одно событие никто уже не тратит. Поэтому период, в течение которого плёнка отснимается полностью, оказывается продолжительностью не в день-два, а исчисляется уже неделями или даже месяцами.

К тому же плёнка до того, как она будет обработана, успевает провести немало времени не только при комнатной температуре, но и летнюю жару пережить, и полежать под палящими лучами солнца на заднем сиденье машины. В общем – побывать везде, куда направляется и хозяин фотоаппарата.

Для плёнки такое обращение (как до, так и после съёмки) не проходит бесследно. В результате воздействия высокой температуры и при длительном хранении в светочувствительном слое плёнок происходят необратимые изменения - так называемое "старение" эмульсии.

В результате этих изменений чувствительность плёнки уменьшается, снижается контраст, увеличивается уровень вуали, увеличивается зерно, ухудшается резкость изображения. Кроме этого, цветовой баланс плёнки при длительном хранении может значительно смещаться в сторону от оптимального (как правило баланс "уплывает" в сторону жёлто-зелёных цветов).

Скорость этих изменений, как и положено большинству физико-химических процессов, зависит от температуры. При пониженной температуре явления старения фотоматериала замедляются, при повышенной - ускоряются. Вместе с процессом старения самой эмульсии вклад в ухудшение изображения вносит и ещё один процесс - деградация (ухудшение качества) скрытого изображения, образовавшегося в эмульсионном слое плёнки в результате экспонирования.

С учетом этого очевидно, что любительская пленка должна обладать способностью очень долго сохранять латентное (скрытое) изображение, образовавшееся в результате засветки, а характеристики такой плёнки не должны заметно меняться при длительном хранении как перед экспонированием, так и в промежутке между экспонированием и обработкой.

Поэтому при изготовлении любительских пленок применяется технология преднамеренного "смещения" характеристик плёнок. Смысл этой технологии в том, что характеристики свежеизготовленной любительской плёнки делаются далёкими от идеала - чувствительность и контрастность плёнки выше, чем нужно, цветовой баланс перекошен, цвета - насыщеннее, чем надо и т.д.. Но это делается на основании точного расчёта. Если известно, что при длительном хранении плёнки её цветовой баланс "уплывает" в жёлто-зелёную область, то сместив его при изготовлении в обратную сторону – к сине-пурпурным цветам – можно добиться того, что в результате продолжительного хранения цветовой баланс плёнки как раз станет оптимальным.

Точно так же, намеренно завышенные контраст и чувствительность плёнки в результате хранения снизятся, и прийдут к оптимальным показателям. Сам период хранения плёнки, в течение которого происходят изменения характеристик плёнки к оптимальным значениям, при такой технологии называется "созреванием" эмульсии.

Время созревания выбирается таким образом, чтобы рабочие характеристики плёнки приближались к оптимальным спустя примерно пол-года со времени изготовления. За это время плёнка успевает отлежаться и на оптовых складах, и в магазине, и в фотоаппарате. К примеру, срок пригодности к использованию для для низко- и среднечувствительных плёнок Kodak Gold составляет 24 месяца со дня выпуска (для высокочувствительных плёнок этот срок меньше - 20 месяцев).

К тому же, высококачественными дорогими компактными фотоаппаратами пользуется не так много фотолюбителей. Большинство фотолюбителей удовлетворяется фотоаппаратами попроще и подешевле. Экспозиционная автоматика в таких аппаратах оставляет желать лучшего, равно как резкость и качество просветления объектива. Поэтому задача качественной любительской плёнки заключается ещё и в том, чтобы сгладить эти недостатки фотоаппарата, позволяя получить яркие и сочные фотографии не только при нормальном экспонировании, но и при значительных отклонениях экспозиционных параметров от оптимальных значений.

Конечно, даром ничего не дается, и столь высокая устойчивость любительских плёнок к отклонениям условий хранения и экспонирования от оптимальных оборачивается меньшей верностью передачи тонких цветовых оттенков, потерей резкости при увеличениях, и так далее.

Хотя ведь исключительно точная цветопередача и высокая резкость – далеко не самые важные для любительской фотографии параметры. Чаще всего вполне достаточно, чтобы изображение на фотографии было ярким и сочным, лица узнаваемыми, а небо - синим. Ведь самое главное в любительской съёмке – это то, что аппарат всегда можно взять с собой, и самостоятельно, без помощи фотографа, запечатлеть самые важные события и моменты в жизни своей семьи.

И задача качественной любительской плёнки – гарантировать, что изображение, не взирая ни на что, обязательно получится. И что, получая фотографии из печати, можно было порадоваться запечатлённому на них событию ещё не один раз.

А вот тогда, когда возникает необходимость сделать фотографии профессионального качества, обладающие выверенной композицией, точной цветопередачей и высокой резкостью, лучше обратиться к фотографам-профессионалам.



Всего страниц: 3  1  2  3 



Портрет по фотографии на заказ!
.
  См. также:

 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск:  


Портрет по фотографии на заказ!