Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новая цифровая камера : Casio EXILIM PRO EX-P600 – 6-мегапиксельная компактная профессиональная модель с объективом Canon  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : PENTAX Optio30 — удобный и простой в обращении компактный цифровой фотоаппарат  
подробнее...  
  Новая цифровая камера: CASIO QV-R41 с 4-Мегапикселями c большим ЖК-дисплеем 2,0 дюйма и простым управлением  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Pentax Optio S40  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Nikon D70 с 6.1 млн. эффективных пикселей  
подробнее...  
  Новая цифровая камера : Nikon COOLPIX 8700 с 8.0 млн. эффективных пикселей и 8-кратным зум-объективом Zoom-Nikkor ED  
подробнее...  
  Новая версия программного обеспечения 1.10 для PENTAX *Ist D  
подробнее...  
  Новый релиз: Новая серия легких и компактных биноклей с Porro-призмой PENTAX UCF R  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 
заказ осетинских пирогов по оригинальному рецепту
стол обеденный. Закажи и получи бонус
momas.ru
Прайс-лист. Форум, встречи, библиотека полезных материалов, пр.
eurozvuk.ru
Все участки без подряда на одном сайте. Ежедневные обновления
useland.ru
подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Фотопленки. 2003 год Версия для печати
 

Фотопленки. 2003 год

"Цифровую революцию" в фотографии уже можно считать делом совершившимся. Цифровые методы фотографии, не использующие для получения изображения фотоплёнку, сегодня уже прочно заняли своё место в фотопроцессе. Однако столь бурное внедрение "цифры" во всех областях фотографии отнюдь не означает "гибели" традиционной плёночной технологии. Лишний раз этот факт подтверждает как выпуск новых моделей плёночных фотоаппаратов, так и непрекращающееся совершенствование плёнки – самого главного компонента традиционного способа получения фотоизображения. Именно на плёнке происходит фиксация изображения, создаваемого на её поверхности объективом. Поэтому свойства и особенности плёнок накладывают значительный отпечаток на характериcтики получаемого в итоге изображения. Тем более что и современные полностью цифровые минилаборатории одинаково хорошо приспособлены для печати фотографий как с цифровых носителей, так и с фотоплёнки. Да и, чего греха таить, для многих из нас плёнка была и остаётся наиболее привычным и надёжным средством фиксации событий, и связанных с ними наших впечатлений и воспоминаний. Так что даже сейчас, в пору "цифровой революции" в фотографии, тема выбора подходящей плёнки нисколько не потеряла своей остроты и важности.

Фотопленки

Этот обзор мы решили посвятить ассортименту плёнок, предназначенных для фотолюбителей, поскольку самые распостранённые на сегодня фотоплёнки – это именно негативные плёнки любительского назначения. И такая ситуация не вызывает никакого удивления – фотолюбительство (то есть непрофессиональное занятие фотографией) лишь раньше было уделом энтузиастов. Сейчас, с приходом в нашу жизнь минилабораторий, это занятие стало настолько распостранённым, что фотоаппарат есть практически в каждой семье. Естественно, в большинстве случаев это аппарат типа P&S (Point-and-Shot, "наведи и снимай"), в просторечии называемый "мыльницей". Причём нередко это – недорогая "мыльница", которая имеет простейший двухзонный автофокус, автоматическую перемотку плёнки и автоматическое включение вспышки. Экспозиционная автоматика в таких аппаратах либо отсутствует вообще, либо имеет небольшой диапазон и весьма условную точность. Поэтому на таком аппарате самый главный (а иногда – и единственный) орган управления – это кнопка спуска. Впрочем, особенности подобной аппаратуры для ведения "фото-дневника" вполне адекватны отсутствию опыта съёмки и понимания особенностей фотопроцесса большинством посетителей минилабораторий. Гораздо интереснее просто "нажать на кнопку". А всё остальное?

"Вы только нажимаете на кнопку, а остальное сделаем мы!"

Эта знаменитая фраза Дж. Истмена, создателя компании Eastman Kodak, сейчас даже более актуальна, чем в те давние годы, когда она родилась. Ведь сейчас характеристики любительских плёнок улучшились настолько, что любителю, действительно, можно полностью забыть обо всём, кроме видоискателя и кнопки спуска. Однако забирать из фотолаборатории хочется вполне качественные фотографии – яркие, контрастные и обладающие естественной цветопередачей. При этом типичный фотолюбитель редко задумывается о том, например, что плёнку нельзя перегревать при хранении; что отсняв её, желательно как можно скорее сдать в проявку. Ну а о понятиях выдержки, диафрагмы, цветовой температуры освещения и других профессиональных терминах многие даже не задумываются. Соответственно – аппарат, заряженный любительской плёнкой, может спокойно пролежать пол-отпуска рядом с хозяином на пляже, нагреваясь до совершенно немыслимой температуры под лучами солнца, потом – спокойно "отдыхать" до новогодних утренников, а в проявку и печать попасть уже в конце мая, закончившись на празднике последнего звонка. Да и количество света, доходящее до плёнки при съёмки разных любительских сюжетов, одинаковым не назвать – при ярком солнце на море или со вспышкой "в упор" плёнка будет значительно переэкспонирована, а при съёмке ближе к вечеру или в театре – недоэкспонирована. А любительская плёнка должна обеспечивать даже в таких условиях максимальный выход достаточно качественных фотографий, будучи при этом ещё и относительно недорогой.

По существу говоря, задача качественной любительской плёнки заключается в том, чтобы сгладить недостатки фотоаппарата и P&S-стиля съёмки, позволяя получить яркие и сочные фотографии не только при нормальном экспонировании, но и при значительных отклонениях экспозиционных параметров от оптимальных значений. Соответственно, она должна быть достаточно контрастной и давать яркое и сочное изображение с насыщенными цветами даже при съёмке дешёвой "мыльницей". Кроме того, любительская плёнка должна легко и без потерь выдерживать длительное хранение в тепле как до, так и после экспонирования, спокойно относиться к значительному перегреву, сохранять способность к воспроизведению изображения даже при очень больших отклонениях экспозиции от нормальной. Поэтому при изготовлении любительских пленок применяются специально разработанные технологии. К примеру, для улучшения качества изображения при значительном отклонении экспозиции от номинальной в состав эмульсионного слоя включаются специальные вещества-ингибиторы, тормозящие процесс проявления сильно переэкспонированных участков плёнки. Смысл другой важной технологии – преднамеренного "смещения" характеристик плёнок – в том, чтобы свойства любительской плёнки (цветовой баланс, контрастность и чувствительность) приходили к оптимальным показателям не сразу после выпуска, а лишь в результате продолжительного хранения. Сам период хранения, в течение которого при такой технологии происходят изменения характеристик плёнки к оптимальным значениям, называется "созреванием" эмульсии и обычно имеет продолжительность от нескольких месяцев до полугода. Длительный период "созревания" накладывает благоприятный отпечаток и на цену плёнки, ведь в стоимости оптимизированной для длительного хранения и не требующей при этом соблюдения жёсткого температурного режима любительской плёнки расходы на транспортировку и складирование – минимальны.

AGFA

Чаще всего основная линейка любительских плёнок ведущих производителей (Agfa, Fujifilm, Kodak и Konica) представлена эмульсиями чувствительностью ISO 100, 200, 400 и 800. "Двухсотка" и "четырёхсотка" - плёнки наиболее универсальные, а поэтому - и самые покупаемые. Они позволяют производить съёмку в довольно широких световых условиях без необходимости замены плёнки. "Двухсотка" идеально подходит как основная плёнка для применения в недорогих "мыльницах", а "четырёхсотка" оптимальна для аппаратов классом повыше, имеющих полноценную экспозиционную автоматику.

FUJI

Применение плёнки с низкой (ISO 100) чувствительностью позволяет избежать переэкспонирования в условиях, когда освещённость заведомо будет достаточно высокой - например летом на улице, в горах или на море. Необходимость в плёнках с увеличенной до ISO 400 ~ 1600 чувствительности возникает при неблагоприятных условиях съёмки - при пасмурной погоде, при съёмке со вспышкой на большом расстоянии, а также - при съёмке быстро движущихся объектов. Высокочувствительные (ISO 400 ~ 800) плёнки также хороши для использования в качестве универсальных в компактных аппаратах, оснащённых зум-объективом, позволяя компенсировать низкую светосилу последнего.

KODAK

Как правило, менее чувствительные плёнки в сравнении с более чувствительными имеют лучшие показатели разрешающей способности и зернистости. Кроме этого любительские плёнки с меньшей чувствительностью гораздо легче, чем их высокочувствительные сёстры, переносят значительные отклонения от нормы при экспонировании (особенно в сторону недодержек). Поэтому правило "чем мех дороже, тем он лучше" в случае выбора оптимальной плёнки не всегда срабатывает. К примеру, покупка дорогой плёнки с чувствительностью ISO 800 для использования в недорогой "мыльнице" в качестве универсальной – идея достаточно плохая, которая кроме значительно увеличения затрат денег даст ещё и резкое снижение качества фотографий по сравнению с обычной 200-кой.

KONICA

Сверхвысокочувствительные плёнки (ISO 1600) пока ещё не вышли из разряда экзотики. Естественно, их характеристики резкости и зернистости, толерантность к неточному экспонированию и длительному хранению гораздо хуже, чем у менее чувствительных (даже в сравнении с "соседками" по линейке – плёнками с чувствительностью ISO 800). К примеру, показатели зернистости современных фотоплёнок с чувствительностью ISO 1600 (R.M.S. 6~7) более чем вчетверо хуже аналогичных характеристик плёнок чувствительностью ISO 400 (R.M.S. 4~4.5). Поэтому использование таких сверхвысокочувствительных фотоматериалов предъявляет строгие требования к аппаратуре, требует при применении большой осторожности и достаточно серьёзной мотивации такого выбора.

Описывая любительские плёнки, стоит лишний раз остановиться на продолжающемся развитии деления всего их ассортимента на нескольких ценовых категорий.

Основной марке (prime brand) любительских плёнок каждый производитель из "большой четвёрки" (Agfa, Fujifilm, Kodak и Konica) уделяет максимум внимания, постоянно совершенствуя их характеристики. Эти плёнки также чаще всего мелькают и в рекламе. На сегодняшний день плёнки основного ряда у Agfa носят название "Agfa Vista", у Fujifilm – "Fujicolor Superia 4-th color layer" и "Fujicolor Superia X-tra", у Kodak – "Kodak Gold" и "Kodak Gold Ultra", у Konica – "Konica Centuria Super". Современные любительские плёнки весьма хороши по своим характеристикам, а в случае использования недорогих "мыльниц" – просто незаменимы, позволяя получить достаточно яркое и контрастное изображение. Причём плёнки данного класса гарантируют наличие изображения в любых (даже в совершенно экстремальных) условиях, независимо от качества и характеристик применяемого при этом фотоаппарата. Эти плёнки – отличный выбор для любой ситуации, которая может встретиться в практике любителя. Отличия в цветопередаче, насыщенности цветов, резкости, зернистости, контрастности и других параметрах, естественно, у них есть. Но эти отличия – не фатальны, ведь реальный уровень технологий у ведущих производителей весьма близок.

По мере совершенствования характеристик любительских плёнок у фирм-производителей появляется ещё один "козырь" для игры на рынке продаж – это фактор цены. Но не за счёт снижения цен на плёнки основного ряда, а за счёт выпуска специальных недорогих ("бюджетных") плёнок, предназначенных для менее требовательного покупателя, готового несколько поступиться высокими характеристиками плёнки, чтобы взамен получить значительную "скидку" в её стоимости. Естественно, плёнки "бюджетного" класса обладают несколько худшей резкостью при увеличении и меньшей насыщенностью цветов, более критичны к точности экспонирования и к цветовым характеристикам освещения при съёмке. В общем говоря, они не столь универсальны, как самые новейшие разработки, менее "выносливы". Поэтому применение недорогих плёнок оправдано, например, в тех случаях, когда условия съёмки известны заранее; когда не планируется печатать фотографии значительно большего, чем стандартный, размера; когда не требуется очень высокая насыщенность цветов; когда съёмка заведомо не будет вестись в условиях смешанного или искусственного освещения.

KODAK

Первыми из "бюджетных" были предложены плёнки Kodak Колор Плюс. Естественно, "изобретать велосипед" для этих целей не пришлось – новинки от Kodak весьма похожи на хорошо зарекомендовавшие себя, но уже уступившие место более свежим разработкам любительские плёнки Kodacolor VR. Чуть позже такой же шаг сделала и компания Fujifilm, дав плёнкам линейки Fujicolor Super G "вторую жизнь" под новым названием "Фуджиколор". Поскольку плёнки Kodak Колор Плюс и Фуджиколор рассчитаны на бережливого любителя, их ассортимент сужен до наиболее "экономных" вариантов – чувствительность ISO 100 и 200, а длина роликов – 36 и 24 кадра (хотя уже появились и 12-кадровые плёнки). По стопам компаний Kodak и Fujifilm пошла и компания Agfa, выпустив линейку "бюджетных" плёнок под названием "Agfacolor". Компания Konica внесла свою лепту в образование рынка недорогих "бюджетных" плёнок, не изъяв из производственной программы модифицированные плёнки Konica VX (теперь они называются "Konica VX super"), несмотря на появление гораздо более современных разработок (Konica Centuria и Konica Centuria Super). Естественно, с переходом в другую "весовую категорию" стоимость плёнок Konica VX также несколько снизилась.

На рынке недорогих плёнок также проявляют активность и некоторые производители фотоматериалов, не входящие в число "большой четвёрки". Из плёнок "третьих производителей" немалая масса – это продукция итальянского концерна Ferrania. На рынок нашей страны итальянские плёнки попадают как под своей собственной торговой маркой "Solaris", так и под другими именами. К примеру, плёнки "Samsung" и "Astra", часто встречающиеся на прилавках наших магазинов, отличаются от плёнок Solaris того же типоразмера лишь дизайном кассеты и упаковочной коробки, будучи в остальном совершенно идентичными (вплоть до DX-кода и надписей на плёнке).

Также среди недорогих плёнок можно встретить и коробочки с совершенно неизвестными торговыми марками. Связываться с последними мы настоятельно не рекомендуем. В лучшем случае там окажется плёнка, аналогичная нынешним "Фуджиколор" или "Agfacolor", ну а в худшем – эту плёнку будет сложно не только идентифицировать, но и отпечатать.

PREMIUM

Для опытных фотолюбителей, чьи запросы к качеству фотографий (а следовательно - к характеристикам аппаратуры и плёнки) можно охарактеризовать словосочетанием "выше среднего", также выпускаются несколько специальных плёнок, классифицируемых как "premium brand". Наиболее известна в нашей стране плёнка этого класса от компании Fujifilm - Fujicolor Reala Superia 100, которая по технологическим решениям близка к профессиональным плёнкам Fujicolor Reala 100 и Fujicolor NPС 160 professional. В качестве основных характеристик любительских плёнок класса "premium" стоит выделить нормальные (а не завышенные) показатели контрастности и насыщенности цветов, улучшенные показатели зернистости и резкости, а также – способность к хранению при комнатной температуре в течение длительного времени. Как мы видим, основные характеристики любительских плёнок премиум-класса фактически не отличаются от требований к профессиональным репортёрским плёнкам. Поэтому большинство современных репортёрских плёнок одинаково хорошо подходят как для профессионала-репортёра, так и для "продвинутого" любителя.

KODAK

Лишний раз убеждает нас в отсутствии границы между любительскими плёнками премиум-класса и профессиональными репортёрскими плёнками компания Eastman Kodak – представленные новые плёнки Kodak Professional Royal Supra чувствительностью ISO 200, 400 и 800 предлагается использовать как репортёрам-профессионалам, так и опытным фотографам-любителям. Впрочем, то же можно сказать и в отношении репортёрских плёнок других ведущих фирм-производителей – например о выпускаемой компанией Fujifilm серии плёнок Fujicolor Press чувствительностью ISO 400, 800 и 1600.

Вплотную к этому классу фотоматериалов примыкает и единственная в своём роде плёнка Kodak Professional Profoto 100. Позиционируемая производителем как "плёнка для портрета", Kodak Professional Profoto 100 обладает, как и большинство профессиональных плёнок, более низким (в сравнении с любительскими Kodak Gold и Kodak Колор Плюс) контрастом. Ну а с любительскими плёнками Kodak Professional Profoto 100 роднят нетребовательность к условиям хранения и очень приятная цена – даже ниже, чем у аналогичной по типоразмеру плёнки Kodak Gold 100. Естественно, чудес не бывает – при больших увеличениях разница в резкости изображения между Kodak Professional Profoto 100 и более дорогими профессиональными плёнками становится хорошо заметной.

KODAK

В отдельный класс фотоматериалов для любительской съёмки мы бы хотели выделить недорогие плёнки, предназначенные для получения монохромного изображения без использования традиционного черно-белого процесса. Этот класс весьма немногочисленен, и на сегодняшний день представлен всего двумя плёнками - Kodak Professional Profoto 400 BW и Konica VX400 Monochrome.

KODAK

Такие плёнки (в отличие от "настоящих" (традиционных) черно-белых) называются монохромными. Монохромные плёнки, конечно, не могут служить полноценной заменой чёрно-белым плёнкам. Но зато по некоторым параметрам монохромные плёнки имеют значительное превосходство. В первую очередь хочется отметить значительно большую экспозиционную широту монохромных плёнок. Благодаря тому, что изображение создаётся не из зёрен металлического серебра, а за счёт осаждения красителей, зернистость изображения при пере- и недоэкспонировании возрастает не столь значительно, как в случае черно-белых плёнок. Использование монохромных плёнок в любительской практике удобно и тем, что они, благодаря приспособленности к обработке в стандартном процессе C-41, позволяют избежать риска, связанного с нарушением режима обработки. Также эти плёнки позволяют получать фотографии чёрно-белые так же быстро, как и цветные, не требуя ни навыков обработки ч/б материалов, ни наличия у фотолюбителя соответствующего лабораторного оборудования. Немаловажно и то, что с монохромных плёнок в минилабе можно напечатать не только классическое чёрно-белое, но и тонированное в любой цвет изображение.

Подводя итог, не будем забывать и о том, что негативная плёнка, какая бы она качественная ни была, не является конечным продуктом. Конечный продукт, по которому оценивается качество плёнки – это отпечатанная фотография. Соответственно, от качества настройки принтер-процессора на работу с конкретной маркой плёнки напрямую зависит качество отпечатков. С учётом этого факта и стоит ориентироваться, задумаваясь над выбором наиболее подходящей плёнки, покупая в первую очередь те типы и марки плёнок, печать которых проходит в посещаемой вами лаборатории наболее стабильно, с меньшим количеством брака и лучшей цветопередачей.

(c) Сергей Дубильер (Sergey Dubiljer, dubiljer@in.dp.ua), 2003


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск: