Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
Fototexnika na Pyatnichkoi 543-5944
      
  Что новенького?
  Новая влагозащищенная цифровая фотокамера : PENTAX Optio 43WR  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: Nikon COOLPIX 5200  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Casio EXILIM PRO EX-P600 – 6-мегапиксельная компактная профессиональная модель с объективом Canon  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : PENTAX Optio30 — удобный и простой в обращении компактный цифровой фотоаппарат  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: CASIO QV-R41 с 4-Мегапикселями c большим ЖК-дисплеем 2,0 дюйма и простым управлением  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Pentax Optio S40  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon D70 с 6.1 млн. эффективных пикселей  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon COOLPIX 8700 с 8.0 млн. эффективных пикселей и 8-кратным зум-объективом Zoom-Nikkor ED  
подробнее...  
  Новая версия программного обеспечения 1.10 для PENTAX *Ist D  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 



  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Этот страшный, черно-белый... Версия для печати
 

Этот страшный, черно-белый...

- Профессор черной магии Воланд, - веско сказал визитер,
видя Степины затруднения, и рассказал все по порядку.
Михаил Булгаков, "Мастер и Маргарита"

Часть I

           В последнее время снимающий народ уже несколько наелся цветной фотографией, а местами - даже и переел. У людей возникло естественное желание попробовать черно-белую фотосъемку. Для очень многих это - впервые. Так сказать, "терра инкогнита" - неизвестные земли. Цель данной статьи - помочь новичкам-неофитам сделать свои первые шаги и избавить их от беспредметного страха перед незнакомым "сложным процессом". Тем более, что в продаже появились фирменные концентраты для проявки черно-белых фотопленок. Вопрос, как говорится, назрел. Рассматриваться будет обработка "узкой" пленки 35 мм (тип 135), так как те, кто снимает на "широкую" (тип 120) уже достаточно грамотные и сами разберутся, как и что надо делать. В следующей статье будет рассмотрена черно-белая печать в домашних условиях.

1. Что надо заиметь для начала

           1) Для хранения приготовленных растворов и их подготовки вполне подходят молочные бутылки по 0,5 литра и мерный стаканчик, или мензурка. Нужно иметь возможность точно отмерить до 0,5 литра и до 50 мл. В крайнем случае - можно использовать бутылочки с делениями для детского питания и бутылки с делениями от лекарств для внутривенного применения. Как показывает практика - они имеют достаточно точную градуировку. Для отмеривания же малых доз растворов (5, 10 или 20 мл) можно с успехом воспользоваться одноразовыми шприцами.

           2) Непременно нужен спиртовой термометр, скажем - до +50°С. Где это взять? Если можно - купить. Если купить негде - то надо пошерстить среди знакомых медиков. У них обычно есть клинические лаборатории, где подобного добра - хватает. Или посмотреть в аптеках - там тоже бывает.

           3) Будет нужна воронка для слива и залива растворов. Можно применять подходящую пластмассовую (полиэтиленовую) воронку. Но лучше, если их будет 2, а то и 3 - своя помеченная воронка для каждого раствора.

           4) Самое важное - это найти проявочный бачок для пленки. Сейчас стало очень модно упоминать проявочные бачки от JOBO, Паттерсона и прочую "недешевую крутизну". Они, безусловно, хороши и если есть возможность - имеет смысл купить их как более удобный инструмент. Но, на самом деле, - для получения прекрасных результатов Вам вполне достаточно будет и старого, но проверенного советского "рублевого" бачка. Почему рублевого? Потому, что на его донышке гордо красуется надпись "Цена 1 руб.". Он имеет весьма удобную для работы емкость в 250 мл, а его катушка для пленки - 2 спирали, верхнюю и нижнюю, которые прочно держат заряженную пленку 35 мм, не давая ей слипаться при перемешивании. Такой бачок вполне можно найти у "дедов" на толкучке, или у друзей в шкафу.

           5) Необходим также секундомер или электронные часы с цифровым табло для отсчета времени проявки.
           В общем и целом можно максимум за неделю найти все, что надо для черно-белой проявки на дому, и при том - с минимальными затратами. Главное - желание.

2. Вода для растворов

            Казалось бы, чего тут-то искать проблемы? Вон, целый водопровод имеется. Но это не так. Ни хлор, ни всякие растворимые соли (от которых зависит жесткость воды и накипь в чайнике), ни органика и примеси, находящаяся в воде "из-под крана", не способствуют 1) чистоте воды и 2) качеству растворов, от которых напрямую зависит качество проявки, а значит - и качество получаемых негативов.

           Идеальным является использование дистиллированной воды, получаемой путем перегонки. Где ее взять? Химические лаборатории, больницы и аптеки. Если не дадут "на халяву" - то всегда можно попробовать договориться о приемлемой цене. Если же не получается добыть дистиллят - тоже не беда. Можно взять водопроводную воду, отстоять ее сутки в открытой банке, а потом - прокипятить в чистом (хорошо вымытом) чайнике.

           Ну вот, все необходимые банки, склянки, бачки, градусники и воронки Вами добыты, вопрос с водой так или иначе решен. Предварительные приготовления закончены. Но не забывайте главного правила - храните посуду в чистоте и никогда не используйте одну емкость для разных растворов. Каждому раствору - своя баночка. Только так и не иначе!

3. Химикаты

           Когда-то давно, лет 15-20 назад, в магазинах продавались готовые проявители, закрепители, а также - отдельные реактивы для их составления, лабораторные весы и пр. Потом это все исчезло. В настоящее время - опять в продаже появились различные черно-белые проявители для пленок импортного производства от фирм Kodak и Agfa, а также различные бумажные проявители тех же фирм.

            В данной статье далее будет упоминаться пленочный концентрированный проявитель Agfa RODINAL. Почему именно он? Из-за исключительного удобства в применении и большой универсальности. Правда, необходимо учитывать его возможную неполную совместимость с отдельными типами фотопленок, выражающуюся (как говорят) в повышении зернистости и в падении контурной резкости изображения. Наилучшие результаты при использовании данного проявителя получаются, видимо, с пленкой Agfapan APX.

            Кроме того, для приготовления стоп-раствора будет необходима 70% уксусная эссенция, продающаяся в продуктовых магазинах.

            В качестве фиксажа можно использовать как кислый, так и нейтральный фиксаж отечественного производства, продающийся в пакетиках, рассчитанных на 350 или 500 мл раствора. Кислый фиксаж является более предпочтительным.

4. Подготовка к проявке пленки

            Самый ответственный этап. Можно иметь дорогостоящие бачки, фирменный увеличитель, но неверно проявлять пленку - и не иметь хороших результатов.
            Для ясности оговорим условия описываемого примера. Мы проявляем 1 (одну) черно-белую фотопленку типа Agfapan APX 100. Имеется проявитель Agfa Rodinal (концентрат). Имеется дистиллированная вода. Имеется уксусная эссенция. Имеется фиксаж в пакетике на 350 мл раствора. Итак, приступим.

Готовим проявитель.
           Для этого отмеряем 250 мл дистиллированной воды комнатной температуры и выливаем ее в бутылку для проявителя. Затем мензуркой или шприцем отмеряем нужное количество Родинала. Оно зависит от того, в какой концентрации будет составляться проявитель. Обычно Родинал разбавляется как 1+25 или 1+50. Разбавим его как 1+25. Для этого нам надо отмерить 10 мл концентрата и влить его в бутылку для проявителя, где уже находится дистиллированная вода. Получается 260 мл рабочего ОДНОРАЗОВОГО раствора.

Готовим стоп-ванну.
           Для этого берем бутылку для стоп-ванны, наливаем в нее 250 мл дистиллированной воды комнатной температуры и добавляем туда 10 мл уксусной эссенции.

Готовим фиксаж.
           Для этого берем 350 мл подогретой до примерно +40 °C дистиллированной воды и выливаем в бутылку для закрепителя. Затем высыпаем туда же фиксаж из пакетика. Поскольку растворение фиксажа происходит с поглощением тепла, то раствор быстро остывает.

Термостатируем растворы.
           Иначе говоря - приводим их температуру к какому-то значению. Оптимальной считается температура в +20°C и лучше стараться ее придерживаться. Для этого ставим бутылки с растворами в какую-то емкость (тазик, чашка) и пускаем туда воду из-под крана, подобрав ее температуру. Где-то через 20 минут растворы примут рабочую температуру. Если же достичь именно +20°C невозможно - ничего страшного, можно изменить время проявки для комнатной температуры, для чего существует специальная таблица. Главное - чтобы температура была точно измерена.

Определяем время обработки.
           Для проявки нам надо посмотреть время либо на упаковке пленки, либо на вкладыше в проявитель (Agfa Rodinal, разбавленный 1+25 при +20 °C для Agfapan APX 100 имеет время проявки 8 минут). После чего уточним его для той температуры растворов, при которой будем проявлять (надо померить температуру проявителя термометром, не забывая ополаскивать термометр после измерений). Для фиксирования - можно фиксировать фотопленку около 5-7 минут. Но если есть желание - можно определить время фиксирования точно. Для этого возьмите зарядный хвостик (он остался отрезан после зарядки пленки в бачок). И опустите его в фиксаж. Засеките то время, за которое он станет полностью прозрачным. Умножьте это время на 2 - это и будет требуемое время фиксирования пленки в данном фиксаже.

Заряжаем пленку в бачок.
           Для этого необходимо сперва потренироваться на ненужной или засвеченной пленке при свете, а затем - и в полной темноте. После того, как Вы научитесь заряжать бачок, зарядите в полной темноте в него ту пленку, которую необходимо проявить и закройте бачок.



Всего страниц: 2  1  2 


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск: