|
версия 1.09
1. Введение
Данная статья посвящена современному состоянию черно-белой фотографии, современным фотоматериалам и оборудованию. Адресована она в первую очередь тем, кто когда-то увлекался черно-белой фотографией, возможно, снимал “Зенитом” на пленку ФОТО-65 и по ночам печатал в ванной свои шедевры. Вряд ли взыскательный профессионал найдет здесь много нового, целью является помочь разобраться в нынешних реалиях черно-белой фотографии новичкам. Как сказал классик, “время летит вперед, и мы бежим вместе с ним”, - и вот многие из нас являются владельцами “мыльниц” (а некоторые - и более совершенных зеркальных камер), а цветная фотография стала обычным явлением. Даже ребенок теперь может, нажав кнопку “мыльницы” и отнеся пленку в ближайшую лабораторию, уже через час стать владельцем снимков. Но что-то не так? Все мы с любовью рассматриваем наши старые черно-белые фото в альбомах, а те, кто сам делал ч/б отпечатки, порой грустят по ушедшим временам. Навсегда ли это в прошлом и, быть может, черно-белая фотография уже никому не интересна и забыта? Ответу на этот вопрос и посвящена данная статья.
2. Материалы
Сейчас в продаже при желании можно обнаружить как импортные, так и отечественные фотоматериалы. К огромному сожалению, ассортимент продукции на нашем рынке крайне скуден (по сравнению с западным), порой нельзя купить многих элементарных реактивов, часто фотоматериалы продаются от случая к случаю, но все же положительные сдвиги есть, и это не может не радовать. Пока только фирма Kodak проявляет какую-то активность на профессиональном рынке (создана пока небольшая, но сеть про-центров, проводятся образовательные мероприятия, издается литература), остальные фирмы (Ilford, Agfa) представлены намного хуже, фирма Fuji практически не представлена вообще. Так как хобби все же предполагает получение определенного удовольствия от процесса и удовлетворения от результата, лучше при возможности пользоваться качественными импортными материалами, а не тратить свое время и нервы на “борьбу” с отечественной химией и пленками. То, на что раньше приходилось тратить порой годы, теперь может быть достигнуто намного проще, быстрее, а главное намного качественнее. Если вы когда-то работали с пленками типа ФОТО-65 и отечественными реактивами, то получите большое удовольствие, испытав современные материалы.
2.1. Пленки
Сейчас не составляет никакого труда купить цветную негативную пленку Kodak, Fuji или Agfa. Продаются ли сейчас черно-белые пленки? Оказывается, вышеперечисленные фирмы до сих пор выпускают черно-белую пленку, более того, даже изобретают что-то новое на этом поприще. Качество современных черно-белых фотоматериалов весьма высоко (речь идет о серьезных фирмах типа Ilford, Kodak, Agfa и Fuji), рассчитаны они в основном на профессионалов, за исключением нескольких пленок, продающихся только на специальных рынках, например Kodak Academy. Как-то сложилось, что фирма Ilford мало известна нашему любителю, а ведь это одна из самых солидных и уважаемых фирм, которая на протяжении вот уже почти 120 лет верой и правдой служит делу черно-белой фотографии. Вся черно-белая продукция производится в Англии на заводах фирмы. Рассмотрим современные черно-белые пленки, которые реально можно обнаружить в продаже.
- Фирма Kodak выпускает большой ассортимент ч/б пленок. У нас пока доступны:
- Academy (чувствительностью ISO 200),
- PLUS-X Pan (ISO 125),
- PLUS-X Pan Professional (ISO 125),
- T-MAX Professional (ISO 100, 400 и 3200),
- T-MAX 400CN Professional (ISO 400, реально от ISO 25 до 800, проявка по процессу C-41),
- TRI-X Pan (ISO 400),
- TRI-X Pan Professional (ISO 320).
|
- Ilford выпускает следующие пленки :
- Delta Professional (ISO 100 и 400),
- XP2 400 (ISO 400, реально ISO 50-800, проявка по процессу C-41),
- FP4 Plus (ISO 125),
- HP5 Plus (ISO 400) и Pan F Plus (ISO 50).
|
- Из Agfa доступны:
- Agfapan APX (ISO 25, 100 и 400).
|
- Из Fuji можно встретить пленки
- Neopan (ISO 100, 400 и 1600).
|
Часто можно услышать споры о том, какая пленка (или бумага) “лучше”. Разумеется, совершенно бессмысленно говорить обо всех материалах какой-то фирмы сразу. Качество современных черно-белых материалов таково, что отличия между ними скорее субъективные, либо более зависят от условий обработки (и индивидуальных особенностей обработчика), чем от качества материала, качество при соблюдении условий и сроков хранения у ведущих фирм превосходное без существенных отличий у разных фирм (речь не идет о пленке Kodak Academy). Можно выделить несколько классов пленок, это универсальные топ-эмульсии T-MAX (Kodak), APX (Agfa), DELTA (Ilford) и классические типа Plus-X, Tri-X, HP-5 и пр. Внутри этих классов отличий (объективных) практически не ощутить. Особняком стоит Kodak Technical Pan, так как имеет специальную подложку, не изменяющую свои размеры при намокании и высыхании, и специальную эмульсию.
Особо хотелось бы остановиться на пленках T-Max Professional. Эти пленки сделаны по так называемой технологии T-Grain, которая позволяет получить более мелкое зерно по сравнению с обычными пленками равной чувствительности. Добиться такого результата позволяет использование специально выращенных кристаллов солей серебра особой, более плоской формы, которые к тому же расположены упорядоченно для более эффективного преобразования падающего на эмульсию света. Пленки T-Grain более чувствительны к отклонениям режима обработки. Ilford располагает аналогичной T-Grain технологией, примененной в пленках серии Delta. Также следует отметить пленку Kodak Academy 200, как выпадающую из ряда. Это бюджетная пленка, которая, по моей информации, изготавливается специально для нашего рынка, ее не найти в западных каталогах. Она самая дешевая из всех упомянутых. Большого смысла снимать на нее нет, т.к. затраты на пленку обычно относительно невелики. Особого разговора заслуживают пленки Kodak T-Max 400CN и Ilford XP2 400. Это профессиональные черно-белые пленки, которые, однако, проявляются по “цветному” процессу C-41 (и только по процессу C-41). Kodak T-Max 400CN обладает чудовищной фотографической широтой - ее можно экспонировать от 25 до 3200 единиц ISO при номинале в 400 ед. (при экспонировании как 1600 ед. и выше следует увеличить время проявления, что невозможно при минилабной проявке). Например, вы можете снять один кадр как 25 ед., а соседний - как 800 ед., и с обоих негативов можно будет сделать приемлемый отпечаток. Из-за такой высокой широты пленка очень мягкая, специфичная, ее лучше не использовать для малоконтрастных сюжетов. Зерно, по заявлениям фирмы Kodak (при экспонировании как 400 ISO), такое же или лучше, чем у традиционных черно-белых пленок 100 ед. Ilford XP2 400 - похожая пленка, однако фирма Ilford не столь оптимистична в заявлениях о широте пленки - рекомендуется экспонировать ее в диапазоне от 50 до 800 ед.
Я бы рекомендовал использовать данные типы пленки (TMX400CN, XP2 400) только в случаях, когда заранее неизвестны световые условия предстоящей съемки (из-за большой широты фотоматериала), вряд ли стоит все съемки производить на такой тип пленки, т.к. фотограф лишается одной очень важной степени свободы - возможности “играть” режимом проявки пленки (подбирая время проявления, разбавление проявителя, тип перемешивания, и конечно, варьируя сам проявитель).
Фирменную документацию по материалам и их обработке можно найти, в частности, в сети Internet. Фирмы Agfa и Ilford предоставляют исчерпывающую документацию практически по всем продуктам, Kodak - по некоторым (видимо, количество таких продуктов будет расти). Рекомендации Agfa на свои и чужие материалы не всегда позволяют получить наилучший результат, с материалами надо экспериментировать или читать, что по этому поводу пишут другие. В любом случае, я бы очень рекомендовал ознакомиться с документацией, так как часто инструкции, прилагаемые к пленке или проявителю, слишком скудны.
Я сознательно не привожу таких технических подробностей, как разрешающая способность пленки и т.п. Сделано это по следующим причинам: 1. информация существует не для всех пленок; 2. не стоит слепо доверять тестам фирмы-производителя; 3. разные фирмы могут тестировать пленки в разных условиях, что делает сравнение результатов бессмысленным; 4. фотография - это не язык цифр. Они далеко не всегда имеют решающее значение, у материала есть душа и цифрами ее не выразить; 5. с разными проявителями одна и та же пленка ведет себя по-разному (не говоря уже о разных режимах перемешивания и т.п.).
Поэтому снимайте и экспериментируйте! Не стоит пытаться сразу перебрать все типы пленок. Лучше обратите внимание на доскональную отработку технологии (в первую очередь, это получение нормально экспонированных и проявленных негативов, стабильность проявочного процесса) для какой-либо конкретной пленки. Если вы будете пробовать все пленки подряд, не разобравшись в тонкостях обработки каждой из них, то можете придти к неверным выводам относительно качества того или иного материала. Многие перечисленные выше пленки - профессиональные. Что это означает? В первую очередь использование профессиональных пленок предполагает, как правило, более точное определение экспозиции. Возможно, стоит подумать над приобретением отдельного экспонометра для замера падающего и/или отраженного света (это особенно актуально для владельцев “Зенитов”, впрочем, точность отработки экспозиции в этих аппаратах все равно низка). Во-вторых, профессиональные пленки проектировались с предположением, что проявка пленки происходит как можно быстрее после съемки (у Kodak - максимум неделя для профессиональных цветных материалов), а не через полгода или даже год, как порой привык любитель. Так что старайтесь не слишком затягивать с проявкой пленки (не более месяца). Пленка (особенно отснятая) боится перегрева, старайтесь не допускать этого! Я бы рекомендовал после съемки (пока пленка не проявлена) помещать ее в холодильник. Лучше перед тем как начать п роявку дать пленке нагреться до комнатной температуры в течение 2-3 часов.
Вообще говоря черно-белые пленки (особенно T-MAX 400CN и ILFORD XP2-400) можно использовать и для печати в минилабе, но при этом учитывайте, что во-первых, сложно будет получить действительно черно-белое фото (т.е. тон, как правило “съезжает”, что впрочем, не всегда плохо), а во-вторых, вы получите совсем не то, что можно изобразить, делая все руками (например, контраст играет в черно-белой фотографии очень большую роль, а минилаб принципиально не позволяет подбирать контраст при печати).
Черно-белая фотография - это не фотография, которая не содержит цвета, это то, куда фотограф с любовью вкладывает свою душу на всех стадиях процесса, это живое существо! Поэтому если вас интересует результат больший, чем обезличенные цветные открытки, все следует делать вручную и не спеша, а не искать компромиссных решений типа печати в минилабе. Чудес на свете не бывает, невозможно получить совершенный снимок, не прикладывая к этому усилий.
 |
Всего страниц: 7 |
1 2 3 4 5 6 7 |
|
 |
|