Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
Фотомагазин на Пятницкой 543-5944
      
  Что новенького?
  Новая влагозащищенная цифровая фотокамера : PENTAX Optio 43WR  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: Nikon COOLPIX 5200  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Casio EXILIM PRO EX-P600 – 6-мегапиксельная компактная профессиональная модель с объективом Canon  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : PENTAX Optio30 — удобный и простой в обращении компактный цифровой фотоаппарат  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: CASIO QV-R41 с 4-Мегапикселями c большим ЖК-дисплеем 2,0 дюйма и простым управлением  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Pentax Optio S40  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon D70 с 6.1 млн. эффективных пикселей  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon COOLPIX 8700 с 8.0 млн. эффективных пикселей и 8-кратным зум-объективом Zoom-Nikkor ED  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
Lowe pro
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 



  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Как нас найти подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Стереофотография / Многоракурсовая растровая стереофотография Версия для печати
 

Многоракурсовая растровая стереофотография

Предисловие

             Эта статья является ответом на статью о стереофотографии, ранее помещенную на этом сайте.

             Описанная в статье технология создания многоракурсовой стереофотографии не дает никаких преимуществ перед обычной двухракурсовой. Это можно показать несложными расчетами, о которых я не буду упоминать, чтобы сохранить свое Ноу-Хау. По понятным причинам мне приходится быть осторожнее при написании статей о стереофотографии. Думаю, вы поймете, что мне не хочется, чтобы моими идеями пользовались другие, зарабатывая деньги без выплаты авторского гонорара.

             Мой вклад в теорию стереофотографии будет представлять более подробное описание многоракурсовой стереофотографии.

Итак...

Многоракурсовая растровая стереофотография

             Основа растровой стереофотографии - линзовый растр или стереорастр, представляющий собой набор тонких цилиндрических линз (см.рис.). Одна поверхность растра - плоская, к ней приклеивается бумага с изображением. Другая поверхность в разрезе, показанном на рисунке, представляет собой периодическую структуру, состоящую из дуг окружностей. Радиус этих окружностей (R) и толщина линзового растра (t) тесно взаимосвязаны и не являются независимыми параметрами. Радиусы и толщина должны быть такими, чтобы изображение объекта фокусировалось линзами на нижнюю плоскую поверхность растра. Естественно, здесь входит в расчеты и показатель преломления (n) прозрачной полимерной пленки, из которой изготовлен линзовый растр. Показатель преломления лежит в пределах от 1,5 до 1,65.

Рис.1. Линзовый растр.

             В основе стереоэффекта лежит способность растра, преломляя световые пучки, отклонять их под разными углами - часть стереоизображения, расположенная в правом полупериоде растра, отклоняется влево и попадает в левый глаз человека, левый полупериод изображения отклоняется и попадает в правый глаз. Такова упрощенная модель работы стереорастра.

Рис.2. Модель работы линзового растра.

             В довоенной Франции проводилась выставка стереофотографий, которые поражали зрителей своим стереоэффектом. Снимки представляли панорамы Парижа. И когда человек проходил мимо них, здания на этих фотографиях как будто поворачивались, создавая иллюзию объемности.
             Технику изготовления таких стереофотографий автор держал в секрете. Но мы можем предположить, каким образом он их получал. На стеклянную пластинку с одной стороны прикреплялся линзовый растр, на другую сторону была нанесена фоточувствительная эмульсия. С помощью объектива на поверхность эмульсии сквозь стереорастр проецировалось изображение зданий ( здесь правильно рассматривать оптическую систему объектив-линзовый растр). После обработки химикатами в фотоэмульсии проявлялось стереоизображение. Изображение было черно-белым, тогда еще цветная фотография была редкостью. Объектив отличался от фотообъективов, которые сейчас используются в фотоаппаратах, - фокусное расстояние объектива было больше, ведь изображение проецировалось не на 35мм-фотопленку, а на пластину больших размеров. Во время экспозиции фотопластинка с линзовым растром поворачивалась на определенный угол, описывая таким образом дугу окружности. Время экспозиции для пластинок с фотоэмульсией больше, чем для фотопленок (не сотые доли секунды, а от нескольких секунд до нескольких минут). Таким образом получалось стереоизображение объекта, которое изначально было согласовано с линзовым растром. Полученные стереофотографии были уникальными и не тиражировались.

Рис.3. Первые многоракурсовые стереосъемки.

             С развитием фототехники появилась новая методика получения растровых стереофотографий. Два цветных негатива (для левого и правого глаза) проецируются двумя источниками света на цветную фотобумагу, на которой лежит линзовый растр. Главное - правильно выбрать базу (расстояние между негативами) и не перепутать левый и правый негативы. Стереофотографии, полученные таким способом, легко тиражировались и в недалеком прошлом выпускались в больших количествах. Но их качество оставляло желать лучшего.

Рис.4. Растровая стереофотография довоенного времени.

             При такой методике изготовления стереофотографий ничто не ограничивает нас двумя ракурсами фотосъемки - для левого и для правого глаза. Два изображения применяются потому, что обычно для просмотра используются стереоочки. В растровой стереофотографии количество ракурсов может быть увеличено. В довоенное время была начата разработка многоракурсовой технологии, но с началом войны работа была прекращена. Статьи об этом смотрите по адресу www.stereokino.ru .

             В наше время сложные конструкции для формирования многоракурсовых растровых стереофотографий могут заменить компьютеры.

Как это сделать?

             Это очевидно, если вы посмотрите на рисунок 2 . Если левый полупериод растра отклоняет изображение в правый глаз, правый полупериод - в левый глаз, из этого вытекает, что изображение должно представлять чередование полос для левого и правого глаза. Если мы имеем два ракурса - изображение для левого и правого глаза, мы разрезаем их в программах Photoshop или Photopaint на полосы толщиной полпериода растра. Затем совмещаем их, чередуя друг с другом, - полоса для левого глаза чередуется с полосой для правого глаза (см. рисунок ниже).

Рис.4. Пример стереокодированного изображения.

             Но если мы хотим получить более эффектное стереоизображение, мы должны увеличить число ракурсов.

Каковым должно быть число ракурсов?

             Это зависит от периода растра и от разрешения печатающего устройства. Если принтер печатает шесть точек на период растра, то, согласитесь, нет никакого смысла делать число ракурсов больше шести. Шесть изображений одного и того же объекта с разных точек зрения разрезаются на полосы толщиной 1/6 растра и, двигаясь слева направо, вы чередуете их друг с другом справа налево (правый глаз - слева, левый - справа), поскольку линзы, как известно, формируют перевернутое изображение.

             В программе Photoshop это можно сделать, используя слои и маски. Более верным будет создание файла-заготовки с нужными масками.

Рис.5. Пример кодирования изображения в Photoshop. n - число ракурсов, приблизительно равно количеству пикселей печатающего устройства, укладывающихся на период растра. Маски слоев представляют собой чередования белой полосы, толщиной в один пиксель, и черной полосы, толщиной (n-1) пиксель. Маски последовательно смещаются на пиксель. Сами слои содержат стереоракурсы. Количество слоев и масок равно n.

             После создания стереокодированного изображения вы должны учесть тот факт, что период растра не будет точно кратен пикселям печатающего усройства. Поэтому изображение нужно немного увеличить или уменьшить. Последним шагом в обработке изображения будет Edit-Transform-Numeric, где в разделе Scale нужно заменить100% на подобранное вами число. Затем вы распечатывете картину на цветном принтере. На распечатанное изображение накладывается линзовый растр, при этом следует точно совмещать периоды растра и стереоизображения. Для этого рекомендуется окружить ваше стереокодированное изображение системой рисок, чтобы облегчить совмещение картины с растром. Какими будут риски, придумайте сами. И, склеив растр с кодированным изображением, вы получаете стереокартину.

             Прежде, чем создавать растровое стереоизображение, рекомендуется создать анаглифный вариант , чтобы увидеть сквозь стереоочки, что же вы в итоге получите.

             Но за кажущейся простотой скрывается еще очень много вопросов. Как делать стереоракурсы, как их правильно согласовывать со стереорастром? Но в этом как раз и заключается секрет стереофотоискусства и ответы на эти вопросы вы должны найти сами. Чтение чужих статей по этому поводу может увести вас от истины. Как известно, от многия мудрости многия печали.

Читатели также спросят, где можно достать линзовый растр?

             Сейчас его можно купить в компьютерных фирмах. Это, не удивляйтесь, мышиные коврики со стереокартинками. Отклеив стереорастр с помощью спирта вы можете использовать его в собственных целях. Кстати, мышиные стереоковрики напоминают нам о том, что растровая стереофотография, придуманная более ста лет назад, здравствует и по сей день.

Другие способы получения стереопар

             Кроме фотографии есть и другие способы создания стереоракурсов.

             Стереоракурсы предметов можно моделировать, используя программы трехмерной графики 3D Studio Max или Corel Dream 3D.

             Еще один привлекательный способ создания стереоизображений - преобразовывание плоских фотографий в объемные. Делается это с помощью программ обработки изображений, подобных Photoshop. Самое главное в этой процедуре - разделить изображение на слои, которые будут соответствовать разным планам: первый слой - передний план, последний слой - задний план и несколько промежуточных планов-слоев по вашему усмотрению. Далее эти слои-планы смещаются относительно друг друга и мы создаем иллюзию трехмерного пространства. Можно придумать самые разнообразные способы преобразования плоского изображения в стерео. Все зависит от вашей фантазии.

В продолжение данной статьи - Растровые стереоизображения
Современная технология создания стереоизображений
Стереофотография    Дмитрий Чичкин


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск: