Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина Форум
Поиск:  
PhotoWeb.ru ТЦ "Новый Колизей": ВНИМАНИЕ! изменился телефон - 688-45-17
ТД "Джет": 243-21-33
      
  Что новенького?
  Новая влагозащищенная цифровая фотокамера : PENTAX Optio 43WR  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: Nikon COOLPIX 5200  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Casio EXILIM PRO EX-P600 – 6-мегапиксельная компактная профессиональная модель с объективом Canon  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : PENTAX Optio30 — удобный и простой в обращении компактный цифровой фотоаппарат  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера: CASIO QV-R41 с 4-Мегапикселями c большим ЖК-дисплеем 2,0 дюйма и простым управлением  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Pentax Optio S40  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon D70 с 6.1 млн. эффективных пикселей  
подробнее...  
  Новая цифровая фотокамера : Nikon COOLPIX 8700 с 8.0 млн. эффективных пикселей и 8-кратным зум-объективом Zoom-Nikkor ED  
подробнее...  
  Новая версия программного обеспечения 1.10 для PENTAX *Ist D  
подробнее...  
все новости >>
  Что купить?
Canon
 
Minolta
 
Nikon
 
Olympus
 
Pentax
 
Цифровая фототехника
 
все товары >>
  Пообщаемся?
Форум PhotoWeb.Ru подробнее...
 



  подробнее...
 
Письмо на PhotoWeb.Ru подробнее...
 
Главная страница / Статьи / Пленка, обработка и печать / Еще раз о пленках Версия для печати
 

Еще раз о пленках

Продолжение. Стр. 2 из 3  1  2  3 

Что такое цветовая температура и зачем она нужна?

            Если мы сфотографируем на слайд (без применения вспышки) белую скатерть при лампах накаливания и днем в полдень, то первый слайд будет иметь выраженную желтую окраску, а второй – голубую. Почему это происходит? Для ответа на этот вопрос нужно сделать нелирическое отступление.
            Физики придумали, как можно охарактеризовать непрерывный спектр излучения источника света, т.е. как с помощью цифровых величин однозначно обозначить цветовую характеристику излучения. Для этого ввели понятие цветовой температуры излучения. Было предложено измерять цветовую температуру в градусах Кельвина (K).
            Если мы возьмем лампу с нитью накаливания и будем изменять на ней напряжение, то нить накала будет не только ярче светиться с увеличением напряжения на ней (а значит и температуры нити), но и цвет излучения будет изменяться от красновато-желтого до голубовато-белого. Температура источника и цвет его излучения связаны однозначной зависимостью, и по одному из параметров можно судить о другом.
            Таким образом, цвет с низкой цветовой температурой кажется более желтым или красным, а с высокой – голубым.
            Большинство пленок (все любительские в том числе) рассчитано на температуру освещения 5500K (т.н. «дневные пленки»). Солнечный свет летом в определенное время до и после полудня имеет приблизительно такую температуру. Практически все электронные вспышки тоже. Почему же мы, когда смотрим глазом на скатерть при свете ламп накаливания и днем видим ее неизменно белой? Потому что человеческий мозг, который отвечает за «обработку» данных, поставляемых глазами, очень гибок и, на основании жизненного опыта, вводит необходимые коррективы сам. Пленка же такими способностями не обладает.

Источник света Цветовая температура (К)
Голубое безоблачное летнее небо (в полдень) 15000-30000
Голубое безоблачное зимнее небо (в полдень) 8000-10000
Предполуденное и послеполуденное солнце летом 5300-5800
Электронная вспышка 5500
Предполуденное и послеполуденное солнце зимой 4400-4700
Восход и заход солнца 3800
Галогенная лампа (в среднем) 3100-3400
Лампы накаливания (в зависимости от мощности) 2400-3000
Керосиновая лампа 2000
Парафиновая свеча 1800

            Существует специальный класс пленок, рассчитанных на температуру 3200K («вечерние пленки»). Они имеют индекс "T" в названии (например Fujichrome 64T, Ektachrome 160T) и применяются обычно в совокупности с освещением галогенными лампами, излучение которых имеет как раз такую цветовую температуру. Применяются эти пленки для съемки интерьеров, репродукции и т.п.
            Если мы снимем при освещении, имеющим более высокую цветовую температуру, нежели та, на которую рассчитана пленка, то получим «уезд» в сторону голубого цвета. И наоборот, снимая при освещении, имеющим более низкую цветовую температуру, получаем смещение баланса в сторону желто-красного.
            Так что, если отснять дневную пленку при галогенных лампах, то фото получатся желтыми. При съемке на вечернюю пленку при солнечном свете либо свете вспышки фото будут синими. Для использования пленок типа "T" с «обычным» светом или вспышкой (и наоборот, дневных пленок с освещением галогенными лампами) существуют специальные фильтры, называемые конверсионными. Конверсионные фильтры обычно довольно темные (т.е. пропускают мало света), следует это учитывать, если у вас пленка невысокой чувствительности и вы собираетесь снимать с рук.
            Флуоресцентные лампы вообще имеют линейчатый спектр излучения с выраженными зелеными компонентами. Для съемок с такими лампами часто рекомендуют использовать выдержки 1/30 сек или длиннее и применять специальные конверсионные фильтры (FL-D или FL-W).
            Что делать, если у вас пленка рассчитана на цветовую температуру 5500K, а свет солнца в это время дня имеет большую температуру? При съемке на негатив это допустимо (как правило такие эффекты корректируются при печати). Если вы снимаете на слайд, то желательно применить «теплый» фильтр. Снимать на дневную пленку (даже негативную) при галогенных лампах и тем более лампах накаливания (и на вечернюю пленку при солнечном свете) нельзя, нужно обязательно применять конверсионные фильтры.

            Одной из известных фирм-производителей качественных фильтров (в том числе конверсионных) является немецкая фирма Schneider-Kreuznach. Приведем некоторые сведения о фильтрах, выпускаемых этой фирмой. Фильтры серии KR (Red) являются теплыми (т.е. сдвигают баланс в сторону красного), а фильтры серии KB (Blue) являются холодными (т.е. сдвигают баланс в сторону голубого).

Название фильтра Коэффициент пропускания Назначение Цветовая температура
KR 1.5(1A)* 1.1 Исправляет голубоватый оттенок при съемках удаленных объектов и в тени под чистым голубым небом. Утепляет цветопередачу. 5500
KR 3(81C) 1.2 Обеспечивает более подчеркнутый эффект, нежели KR 1.5. Применяется для съемки под насыщенно-голубым небом в горах или на морском побережье. 6500
KR 6(81EF) 1.4 Применяется при очень сильной дымке или для съемок высоко в горах. 8000
KR 12(85) 2 Конверсионный фильтр для вечерних пленок для съемки при дневном свете 5500
KR 15(85B) 2.3 Имеет более сильный эффект, нежели KR 12. Применяется для вечерних пленок при съемке днем, когда свет имеет выраженный синеватый оттенок. 6500
KB 1.5(82A) 1.1 Устраняет красноватые оттенки, когда съемка ведется при низком солнце. Делает цветопередачу холоднее. 5300
KB 3(82C) 1.2 Имеет более подчеркнутый эффект, нежели KB 1.5. Устраняет излишние красные оттенки при съемке при лампах накаливания и при свете низкого солнца. 5100
KB 6 1.4 Устраняет «завалы в красный» на дневной пленке, когда она применяется в помещении без вспышки. Нейтрализует цветовые сдвиги, вызываемые освещением восходящего либо заходящего солнца. Также применяется при освещении лунным светом. 4200
KB 12(80B) 2 Конверсионный фильтр, применяемый при съемке на дневную пленку при свете галогенных либо перекальных фотоламп. 3400
KB 15(80A) 2.4 Имеет аналогичное KB 12 действие, но с более выраженным «охлаждающим» эффектом. 3200
KB 20 2.7 Конверсионный фильтр, применяемый при съемке на дневную пленку при свете обычных ламп внутри помещения. 2400
81A 1.2 Эти фильтры позволяют тонко подстраивать цвета при съемке на вечерние пленки. Также могут применяться для дневных пленок для более сильного эффекта, нежели обеспечивает KR 1.5 3400
81B 1.2 3500
* В скобках приведены названия фильтров по системе Kodak Wratten.

            Коэффициент пропускания показывает, насколько «темным» является тот или иной фильтр. При использовании внешнего экспонометра эти данные используются для перерасчета экспозиции. Помните, что встроенные экспонометры некоторых фотокамер неадекватно реагируют на применение цветных фильтров и показывают неправильную экспозицию. На всякий случай следует сверить изменения показаний экспонометра при использовании фильтра с публикуемыми производителем фильтра данными.

Коэффициент пропускания 1,2 1,5 2 2,5 3 4 6
Коррекция (в EV) 1/3 Ѕ 1 1 ј 1 Ѕ 2 2 Ѕ

Графа «Коррекция» показывает, насколько должна быть изменена экспозиция по отношению к измеренной экспозиции без фильтра. Например, если коэффициент пропускания фильтра равен 3, то нужно увеличивеличи_ к измеренной экспозиции без фильтра. Напримени.

             Вы должны научиться самостоятельно отслеживать «опасные» ситуации, грозящие правильному цветовому балансу ваших снимков и уметь избегать их.
             Профессионалы, снимающие на слайд, иногда применяют специальные приборы, называемые колорметрами (они весьма дорогие), которые измеряют цветовую температуру. Современный колорметр не только измеряет цветовую температуру света, но и сообщает, какой компенсационный фильтр необходимо использовать. Однако такие методы применяются нечасто (практически никогда при любительской съемке), и обычно при съемке на слайд.

Что такое эффект Шварцшильда?

            Эффект Шварцшильда – это эффект, при котором на очень длинных (обычно секунды и длиннее) или очень коротких выдержках (порядка десятитысячных секунды) нарушается закон взаимозаместимости пар выдержка/диафрагма (поэтому его еще называют «нарушение закона взаимозаместимости» - reciprocity law failure). Т.е. на некоторых материалах кадры, проэкспонированные скажем 1/16 сек. на диафрагме 4 и 2 сек. на диафрагме 22 будут иметь разную плотность. При длинных выдержках пленка медленнее «впитывает» свет и ее нужно либо экспонировать дольше, либо делать коррекцию диафрагмой.
            Многие производители публикуют специальные таблицы (или графики), из которых фотограф может понять, как нужно откорректировать выдержку или диафрагму для получения правильной экспозиции. Так как эффект может различаться для разных цветовых слоев пленки, то возможен «уезд» по цвету. В таких случаях указывают на необходимость применения цветокорректирующих фильтров (обычно для слайдов).

Что такое «форсированная обработка» (пуш-процесс)?

            Иногда бывает так, что у фотографа оказалась пленка "не той" чувствительности, а съемку производить надо. Или просто нужна очень чувствительная пленка (скажем, 1600 ед.) В таких случаях поступают следующим образом. Пленка экспонируется с желаемой чувствительностью (например, пленка 800 ед. экспонируется как 1600), после чего производится проявка в течении большего времени. При пуш-процессе контраст пленки и зернистость растут. Естественно, что использовать для пуш-процессов лучше пленки, имеющие по возможности наиболее близкую к требуемой чувствительность (например, если нужно получить пленку 1600 ед, то брать следует пленку 400 или 800, а не 100 единиц). Как правило, пуш-процесс на одну ступень (например, увеличение чувствительности с 400 до 800 единиц) не вызывает большого роста зерна. Пуш-процессы могут производить только в профессиональных лабораториях, т.к. увеличить время проявления при минилабной проявке не представляется возможным.

Немного о черно-белой фотографии

            Сейчас на рынке представлено три бессеребряные черно-белые пленки (или, как их еще называют, «хромогенные пленки» - chromogenic films), которые проявляются по процессу C-41 (и только по процессу C-41). Это пленки Kodak T-Max 400CN, Ilford XP2 400 Super, Konica Monochrome VX400.
            Пленка Kodak T-Max 400CN обладает большой фотографической широтой - ее можно экспонировать от 25 до 3200 единиц ISO при номинале в 400 ед. (при экспонировании как 1600 ед. и выше следует производить пуш-процесс). Например, вы можете снять один кадр как 25 ед., а соседний - как 800 ед., и с обоих негативов можно будет сделать приемлемый отпечаток. Из-за такой высокой широты пленка очень мягкая, специфичная, ее лучше не использовать для малоконтрастных сюжетов. Зерно, по заявлениям фирмы Kodak (при экспонировании как 400 ISO), такое же или лучше, чем у традиционных черно-белых пленок 100 ед.
            Ilford XP2 400 Super – пленка с прохожим назначением, однако фирма Ilford не столь оптимистична в заявлениях о широте пленки - рекомендуется экспонировать ее в диапазоне от 50 до 800 ед.

             По моим личным ощущениям пленка Kodak T-Max 400CN обладает весьма слабыми резкостными характеристиками (это подтверждается результатами тестов некоторых фотоизданий), что становится сразу же заметно при использовании хорошей оптики на средних и больших увеличениях. Ilford XP2 400 Super является заметно более резкой пленкой (и имеет более выраженное зерно, по структуре напоминающее зерно классических серебросодержащих пленок).

             Все три перечисленные пленки специально приспособлены к печати на цветной бумаге (хотя их можно печатать и на обычной или мультиконтрастной черно-белой бумаге) и имеют маску, в отличие от классических серебросодержащих пленок. Правда, при печати на цветной бумаге получить именно черно-белый отпечаток не всегда бывает просто (небольшое «непопадание» по цвету в таких ситуациях хорошо заметно), зато можно с легкостью выполнить тонирование (например, в синий цвет или в сепию).
            Однако стоит заметить, что съемка на такие типы пленок и печать на цветной бумаге (особенно в минилабе) не имеют ничего общего с «настоящей» черно-белой фотографией. На мой взгляд, черно-белая фотография заслуживает к себе особого внимания, и если уж ей заниматься, то надо это делать либо хорошо, либо никак. Однако несомненно, что в ряде случаев хромогенные пленки могут оказаться весьма полезными.



Всего страниц: 3  1  2  3 


 
Rambler's Top100
 @Mail.ru
Администрирование: webmasterphotoweb.ru
Все материалы: © 1995-2003 PhotoWeb.ru
Разработка: ©2002-2003 Илья Елисеев/Вадим Супрун
Сайт живет и работает под управлением СУС версии 1.1.1
Вернуться наверх
Rambler's Top100 Н о в о е ! Статьи Помощь Магазин Корзина
Поиск: